Бхартрихари – цитаты

13 цитат
Бхартрихари

Бхартриха́ри (около V века н. э.) — санскритский автор, который, возможно, написал два важных санскритских текста: «Вакьяпадия», труд по санскритской грамматике и лингвистической философии, текст, заложивший основы теории спхота в индийской грамматической традиции; «Шатакатрая», сборник санскритской поэзии, содержащий три части примерно по 100 строф в каждом.

В средневековой традиции индийской науки было принято, что оба текста были написаны одним и тем же человеком. Первые европейские востоковеды занимали скептическую позицию, приводя в качестве аргумента различные датировки грамматики и сборника поэзии. Некоторые учёные утверждают, основываясь на дополнительных доказательствах, что оба произведения, возможно, могли быть созданы в одно время, и в этом случае становится возможным существование одного лишь Бхартрихари, написавшего оба текста. Другие считают отождествление обоих проблематичным. И грамматика, и сборник поэзии оказали огромное влияние на соответствующие области индийской культуры. Грамматику, в частности, отличает подход к языку как к целому, в отличие от позиции мимансаков и остальных. Поэтический сборник содержит короткие стихи, собранные в три части примерно по 100 строф в каждой. Каждая часть касается различной расы, или эстетического восприятия, в целом эта поэтическая работа очень высоко ценится в как в традиции, так и в современной науке.

Род деятельности: 
философ

Скромному человеку приписывают вялость, безразличие,
Мошенником называют преданного,
Лицемерным — чистого,
Жестоким — героя,
Недружелюбным — отшельника,
Заискивающим — учтивого человека,
Высокомерным — царственного,
Болтливым — красноречивого,
Беспомощным — верующего.
Существует ли хоть одна добродетель,
Избежавшая
Клеветы безнравственных людей?

Знание – высшая красота в человеке.
Знание – клад тайный.
Знание радость дарует и славу.
Наставников наставник,
Знание – верный друг на чужбине.
Знание – бог верховный.
Знание ценят цари, не богатство.
Люди без знаний – не люди.

Не зная о сжигающей силе огня, картофелины прыгают в угли. Глупая рыба хватает наживку на крючке. Так и мы, хоть и наделены способностью различать, не отрекаемся от опасных и порабощающих желаний наших чувств. Только посмотрите, как сильна и нерушима иллюзия!

Тигрицу, что зовется старостью,
Не в силах мы преобороть.
И, недругам подобно, с яростью
Болезни ранят нашу плоть.
И жизнь уходит нечувствительно,
Как из горшка худого — влага,
А люди — вот что удивительно! -
Охотней зло творят, чем благо.

Желание – так называется река, в которой вместо воды – мечтания, вместо воли – жажда, таится в ней крокодил страсти, а над ней кружат вороны забот, она подмывает корни дерева мужества, полна глубоких и трудно минуемых водоворотов иллюзий, берега ее усеяны острыми скалами тревог; лишь те, кто переправился через нее, радуются.

Горшечнику подобно, злой рок
Мою живую душу смял в комок,
Как глину, и швырнул рукой коварной
На колесо терзаний и тревог,
Крутя его быстрей, чем круг гончарный,
И мне суля превратностей поток.

Пояснение к цитате: 

журнал "Иностранная литература", №8, 1977, Из древнеиндийской лирики.

Не насладились мы желанным наслажденьем -
Желанье наслажденья нас пожрало.
Не истязали мы подвижничеством плоть -
Подвижничество истязало нас.
Не мы беспечно проводили время,
Но время нас, беспечных, провело!
Желанья наши не увяли,
Но из-за них увяли мы.

Нет вашей любимой цитаты из "Бхартрихари"?