Все ошибки, которые может совершить человек, не послушавшийся советов и предупреждений окружающих, не повлекут за собой таких тяжёлых последствий, к каким приведёт принуждение поступить так, как они считают лучшим для него.
Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от достоинства образующих его личностей.
Единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека — предотвращение вреда, который может быть нанесён другим.
Если истину не оспаривать, она может выродиться в догму или предрассудок
Из эссе Исайя Берлина "Джон Стюарт Милль и цели жизни"
https://vtoraya-literatura.com/pdf/berlin_chetyre_esse_o_svobode_1992__o...
Один верящий стоит девяносто девяти интересующихся.
Лучше быть недовольным мудрецом, чем довольным дураком; лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньёй; потому что если дурак или свинья знают только свою сторону предмета, то мудрецу ведомы все его стороны. И поэтому лучше ошибаться вместе с Сократом, чем быть правым вместе со всеми.
Никто не может быть великим мыслителем, если он, как мыслитель, не ставит себе прежде всего в обязанность следовать своему разуму, к каким бы выводам он его ни привёл.
Гений может свободно дышать только в атмосфере свободы.
... Нравственность может быть определена следующим образом: такие правила для руководства человеческими поступками, через соблюдение которых всему человечеству доставляется существование, наиболее свободное от страданий и наиболее богатое наслаждениями, притом не только человечеству, но, насколько это допускает природа вещей, и всякой твари, которая только обладает чувством.
Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, — это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим.
Спроси себя, счастлив ли ты, и ты перестанешь быть счастлив.
В наш век роскоши мы дошли до того, что нанимаем посторонних людей для совершения за нас добрых дел.
Существовало ли когда-либо такое господство, которое не казалось бы естественным тем, кто им обладает?
Жена, не ведущая мужа вперед, непременно толкает его назад.
- 1
- 2