Весь механизм законодательства и полиции выработан для того, чтобы подчинить одни классы общества господству других классов.
Пётр Кропоткин, очерк «Государство и его роль в истории»
Весь механизм законодательства и полиции выработан для того, чтобы подчинить одни классы общества господству других классов.
Пётр Кропоткин, очерк «Государство и его роль в истории»
Государство есть лишь одна из тех форм, которые общество принимало в течение своей истории. Каким же образом можно смешивать понятия об обществе и государстве?
Пётр Кропоткин, очерк «Государство и его роль в истории»
А между тем такое смешение двух совершенно разных понятий, «государство» и «общество», идёт вразрез со всеми приобретениями, сделанными в области истории в течение последних тридцати лет: в нём забывается, что люди жили обществами многие тысячи лет, прежде чем создали государства, и что среди современных европейских народностей государство есть явление самого недавнего происхождения, развившееся лишь с шестнадцатого столетия, причём самыми блестящими эпохами в жизни человечества были именно те, когда местные вольности и местная жизнь не были еще задавлены государством и когда массы людей жили в общинах и в вольных городах.
Пётр Кропоткин, очерк «Государство и его роль в истории»
Известно, что в Германии существует целая школа писателей, которые постоянно смешивают государство с обществом. Такое смешение встречается даже у серьёзных немецких мыслителей, а также и у тех французских писателей, которые не могут представить себе общества без государственного подавления личной и местной свободы. Отсюда и возникает обычное обвинение анархистов в том, что они хотят «разрушить общество» и проповедуют «возвращение к вечной войне каждого со всеми».
Пётр Кропоткин, очерк «Государство и его роль в истории»
На одной стороне стоят все те, кто надеется осуществить социальную революцию посредством государства, сохраняя большую часть его отправлений и даже расширяя их и пользуясь ими для революции. А на другой стоят те, кто, подобно нам, видит в государстве – и не только в современной или какой-нибудь другой его форме, которую он может применять, но в самой сущности его – препятствие для социальной революции: самое серьёзное препятствие для развития общества на началах равенства и свободы, так как государство представляет историческую форму, выработавшуюся и сложившуюся с целью помешать этому развитию. Люди, стоящие на такой точке зрения, стремятся поэтому не преобразовать, а совершенно уничтожить государство.
Пётр Кропоткин, очерк «Государство и его роль в истории»
Из всех перечисленных мною зол едва ли не самое худшее – это воспитание, которое нам даёт государство как в школе, так и в последующей жизни. Государственное воспитание так извращает наш мозг, что само понятие о свободе в нас исчезает и заменяется понятиями рабскими.
Пётр Кропоткин, очерк «Государство и его роль в истории»
Государство, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда!
Я быстро понял, что для народа решительно невозможно сделать ничего полезного при помощи административной машины. С этой иллюзией я распрощался навсегда.
Капиталистическое производство не может быть в интересах всех. Его цель — отнюдь не обеспечение благосостояния для всех. Оно ведется наудачу — ради барышей, а вовсе не ради общественных нужд.
Взаимопомощь – фактор эволюции.