Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. Субъективная эволюция сознания

Реальность субъективна, она находится в сознании. Цвет не существует сам по себе, отдельно от сознания. Он воспринимается посредством глаз. Субъект наблюдает объект и отражает его в сознание. Таким образом, ощущение цвета – это состояние сознания. Цвет как реалия существует только на тонком плане бытия. Таково свойство реальности: грубое рождается из тонкого.
Объекты чувств находятся в состоянии невежества, тама-гуне, органы чувств – в страсти, раджа-гуне, а ощущение – в благости, саттва-гуне. Благость порождает свет и пространство (способность восприятия), страсть – глаз и ухо (органы чувств), а невежествоцвет и звук (объекты чувств). Грубый мир появляется из тонкого через канал сознания. Таким образом, сознательный «ощущающий» субъект создаёт себе объект восприятия с помощью инструмента восприятия.
Это легко понять на примере гипноза. Весь окружающий мир – результат гипноза, а гипнотизёр – Высший Субъект. В материальной природе нет своих законов, они исходят из субъективного мира. Кто-то думает, что мы видим камень, потому что это объективная реалия, которая существует независимо от сознания, и ее нельзя видеть по-другому. На самом деле, мы видим камень под воздействием гипноза Сверхсубъекта, который показывает нам то, что считает нужным. Он велит видеть камень, и мы видим камень. Он решает, что нам видеть. Объективный мир не властен над нами, поскольку полностью подчинен субъективному.

Похожие цитаты

... Субъективное объективно, объективное же субъективно, ибо субъект есть создание Бога, объект же есть создание субъекта. Субъект есть нумен, объект же есть феномен.

Реальность – то, что в сознании души. Кроме души, нет другой реальности. Реален тот, кто наблюдает, а не объект наблюдения. Реален субъект, а объект существует лишь в его уме. При этом то, что ощущает субъект, также появляется из его сознания.

Существует не два различных мира, а только один мир, в котором заключается всё, между прочим и то, что в обыденном сознании противополагается, как природа и дух. В философии тождества нет субъекта и нет объекта, а есть субъект-объект. Все различия в природе накапливаются. Существует абсолютно недифференцированное первоначальное единство (Бог), в котором не содержится никаких различий, и существует развитие, происходящее возвышением субъективного из всякой объективизации. Формула всеединства такова: абсолютное — субъект + объект — абсолютное тождество субъективного и объективного, идеального и реального.

Сущность шеллинговской философии тождества — синтез, синтез всего: духа и материи, субъективного и объективного, идеального и реального, бытия и мышления, материализма и идеализма, субстанции и сознания.