Константин Дмитриевич Ушинский. Человек как предмет воспитания

Вглядываясь в характеры людей, мы легко отличим характер природный от характера, выработанного самим человеком. Есть люди от природы с отличными наклонностями, для которых всё хорошее является природным влечением; но есть и такие, которые сознательно борются всю жизнь со своими дурными врождёнными стремлениями и, одолевая их мало-помалу, создают в себе добрый, хотя и искусственный характер. Характеры первого рода кажутся нам привлекательней: для них так естественно делать добро, что они привлекают нас именно этой природной лёгкостью, грацией добра, если можно так выразиться. Но если мы захотим быть справедливыми, то должны будем отдать пальму первенства характерам второго рода, которые тяжёлой борьбой победили врождённые дурные наклонности и выработали в себе добрые правила, руководствуясь сознанием необходимости добра.

Похожие цитаты

— Основная проблема Бэтмена? Дурной характер. Основная проблема Супермена? Бэтмен и его дурной характер.

( — Самое тяжёлое быть Бэтменом? Вызывающее поведение. Самое тяжёлое быть Суперменом... то, что у Бэтмена вызывающее поведение.)

Самые высокие умственные дарования не могут заменить нравственных достоинств. Нет ничего опаснее как поручать важные должности таким даровитым людям. Ошибка, совершенная по невежеству человеком, исполненным добрых намерений, всегда может быть исправлена. Но деятельность человека с дурными наклонностями, одаренного умением скрывать свои пороки и безнаказанно предаваться им, представляет огромную опасность для общественного блага.

Ошибка, совершенная по невежеству человеком, исполненным добрых намерений, не может иметь таких роковых последствий для общего блага, как деятельность человека с порочными наклонностями, одаренного умением скрывать свои пороки, умножать их и безнаказанно предаваться им.

Так, мало-помалу, мелкие обиды перерастают в злобу, взаимную неприязнь. Стычки и обиды. А мужества сделать решительный шаг навстречу друг другу у вас не хватает.