Александра Ревенок

3 цитаты

«Бить баклуши».
Что же означает сие загадочное действо? Пожалуй, каждый школьник, а если и не каждый, то добрая половина отпетых троечников, а также все прилежные хорошисты и, уж тем более, важные отличники скажут: «Бездельничать!» Но так ли уж верно данное определение? Ведь когда-то это были сказуемое и дополнение. То есть были люди, которые били эти самые баклуши, и это была их работа, и они получали за нее хотя и скудную, но плату. Так почему же теперь их труд, пусть и не требующий квалификации, особых знаний, да и, в принципе, ума от исполнителя, называется бездельем?
Сейчас великое множество таких профессий. Например, вахтер. Но разве мы считаем, что эта милая на вид женщина в теплой кофте и пуховом платке поверх — в данном случае время года и погода на улице значения не имеют, так как на любой вахте «обитает» такое ужасное чудище как сквозняк — с командным голосом, которому позавидует любой генерал, бездельничает? Конечно же нет! Труд вахтера нелегкий и опасный! Особенно это касается бабушек-героинь, охраняющих вход в студенческое общежитие...
Однако, вернемся к теме сего этюда: «бить баклуши».
Для начала все-таки определимся, что же это такое — баклуши — и зачем их, собственно, били?
Итак, баклуша — это чурка, заготовка для деревянной ложки, а били, то бишь кололи, их из липового дерева. Занимались этим подмастерья, как правило, дети, оттого что работа эта была простой, а если уж сравнивать с крестьянским тяжким трудом, который требовал и ума, и недюжинной силы, то и вовсе бездельем.
Но время идет, все меняется. Человечество идет семимильными шагами вперед, познавая все новое, предавая забвению старое, научаясь разгонять атомы в коллайдере и забывая, как бить баклуши...
И разве не любопытен вопрос: умеет ли бить баклуши человек, их бьющий?

«Ахиллесова пята».
И ученые-медики, и мудрые философы единогласно утверждают, что ахиллесова пята есть у каждого. Вряд ли, конечно, можно предположить, что каждый медик является мудрецом или каждый мудрец медиком, но, тем не менее, в этом утверждении они абсолютно солидарны. А вот сходятся ли их мнения также удачно, когда встает вопрос о местоположении этой самой пяты?
И вообще, что делать пяте Ахиллеса у того же Геракла, например? Ан, нет! И у него она имеется, несмотря на то, что мать не опускала героя ни в клятвенные воды, которыми позже, спустя века, согласно одному из мифов, отравили великого полководца Александра Македонского, ни в огонь печи Гефеста. Вот только где сие расположение?
Тяжеловесный фолиант — словарь фразеологизмов — утверждает, что это есть уязвимое место, слабость, несовершенство. Но! Эта самая уязвимость ведь может быть не только у человека, и что тогда?
Развитое воображение быстренько нарисует пяту вместо слабой точки, и вуаля! Правда, выглядит это несколько... Странно? Жутко? Глупо? Если, конечно, пята не на пятке.
Но гораздо интереснее другой вопрос: была ли ахиллесова пята у самого Ахиллеса пятой? Да и вопрос с Гераклом не решен...
Где же все-таки их «пятки»? Ведь с каким бы пылом не радели за своих смертных близких небожители, пытаясь сделать их невредимыми и вечными, те так или иначе встретились с паромщиком Хароном, переплыли Стикс и попали в Аид, к Гадесу и Персефоне, пусть и не на всегда...
P. S. Согласно одному из мифов, Ахилла убил Парис, когда тот явился безоружным в Трою, чтобы сочетаться браком с Поликсеной, дочерью троянского царя Приама, и перейти на сторону Илиады. Секст Эмпирик назвал храбрейшего из греков влюбчивым и невоздержанным.
Геракла отравила кровью кентавра Несса Деянира, ревнивая жена, пытаясь вернуть расположение супруга, когда тот увлекся наложницей Ионой. Кроме того, некоторые мифы приписывают ему тринадцатый подвиг, о котором неприлично упоминать в приличном обществе... Но разве пятьдесят девиц за ночь не подвиг для мужчины?

«Заткнуть за пояс».

У простых крестьян, ремесленников, мастеров, купцов, хотя, пожалуй и у дворян, забавы были примерно одни и те же, отличался лишь масштаб. Но состязательный момент просвечивал как в обыденности, так и в развлечениях. Вот именно с тех пор, когда читать умела только знать, когда и крещены были-то не все на Руси, выражение «заткнуть за пояс» имело единое значение для всех слоев населения – победить.
Встает вопрос: какое отношение к победе имеет пояс? Был он у всех. Из дому и шагу не ступали, если сей атрибут отсутствовал. Разумеется, убранство столь важного, пожалуй, даже обязательного, предмета туалета зависело от ступеньки в социальной лестнице, на которой находился обладатель ценности. Вот, например, ныне говорят, что наручные часы есть показатель статуса… Там, в том мире, нам знакомом только по легендам и летописям, которые, как известно, писали победители, признаком силы и здоровья был пояс. Вполне логично предположить, что у знати это скорее был предмет роскоши, но тем не менее и у высокопоставленных и состоятельных членов общества он не терял практического назначения, так как карманов в ту пору не было. Следовательно, предметы, не используемые в данный момент, затыкались за пояс.
Что общего имеет ненужная вещь с лавровым венком? Тема для целого философского трактата, который значительно превосходит по размеру литературный этюд. А по сему решаться и обсуждаться она не будет, потому что для конкретного довольно-таки тривиального случая, есть ответ простой, не требующий большого труда и знаний.
Все оказалось гораздо прозаичнее, чем того хотелось бы, никаких древних мифов с интригами – хитроумными происками и беспорядочными интрижками — в пантеоне нет. Была у славян такая забава: борьба на поясах. Противники в ней мерились силами, а вызов на поединок звучал примерно так: «Я тебя за пояс заткну». (Как и поступали с бесполезными вещами.)
Забава, так сказать, канула в Лету. Конкуренция уже не есть естественный отбор, но тем не менее, продолжает проявляться везде и во всем. Пояса имеют не все, да и не признак это силы, и уж тем более здоровья. Но, так сказать, современные повергатели продолжают с великолепной сноровкой затыкать поверженных конкурентов за порой отсутствующие пояса и по ныне.

Нет вашей любимой цитаты из "Александра Ревенок"?