Он теперь не думал о том, что с ним произойдет, и его даже не интересовало это, а думал только о том, что он должен делать.
Ведомы ему были только мучительный страх и уверенность, что он должен идти вперед и исполнить то, что ему суждено.
Твоя жизнь значима. Не жалей о том, что живешь. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть быть счастливым. Ужасно думать о том, что единственный способ прекратить страдания — это умереть. Ты рождена не для того, чтобы страдать. И не должна. Ни один ребенок не должен чувствовать это. Если в твоём мире больше боли, чем счастья... Если ты хочешь, чтобы твоя жизнь закончилась, лишь бы покончить с отчаянием... Если ты бродишь по миру, чувствуя, что тебе в нем не место... Это не твоя вина. Это вина мира, в котором ты живешь, и людей, ответственных за него. Ни один человек не должен взваливать на свои плечи всю тяжесть мира... особенно ребенок. Неважно, сколько ужасных поступков ты совершила, неважно, сколько непростительных проступков ты совершила... Так НИКОГДА не должно быть. Это не твоя ответственность. Эта обязанность должна лежать на взрослых в твоей жизни. И я возьму на себя эту ответственность.
Что было тяжелее всего? Уехать из дома. Попытаться выжить и не сломаться. Это было испытание.
Это был наш долг. В стране столько безработных, которым не на что жить. Правительство не могло их обеспечить. Что им оставалось? Идти в армию.
Долг юношества уважать людей зрелого возраста, выбирать из их среды тех, которым мудрость доставила лучшую репутацию, и руководствоваться их советом и авторитетом; ибо юношество должно быть просвещаемо и руководимо опытом стариков. В особенности следует удалять юношей от вольных удовольствий и приспособлять их дух и тело к труду и терпению для того, чтобы сообщить им всю энергию, необходимую в трудах мирного и военного времени.
Чувство долга — это прекрасно, но важно не отказываться от того, что приносит тебе счастье.
Древние говорили: «Ищи преданного вассала среди почтительных». Невозможно представить, чтобы человек был непочтителен к своим родителям и в то же время был предан своему господину. Ибо неспособный исполнить сыновний долг перед родителями, давшими ему жизнь, едва ли будет преданно служить господину, с которым он не связан кровными узами, из одного лишь почтения. Когда такой непочтительный сын поступает на службу к господину, он будет осуждать любые недостатки своего хозяина, а если он будет чем-то недоволен, то забудет о своей преданности и исчезнет в минуту опасности или предаст своего господина, сдавшись в плен врагу.
Тот, кто является самураем, должен вести себя в строгом соответствии с долгом сыновней почтительности. Каким бы способным, умным, красноречивым и добрым он ни был рожден, все это бесполезно, если он непочтителен. Ибо бусидо, Путь воина, требует, чтобы поведение человека было правильным во всем. Если нет проницательности во всем, не будет и знания должного. А тот, кто не знает должного, едва ли может называться самураем.
И кроме того он думал о том, что всякая настоящая хорошая жизнь должна быть обращением к чему-то, к кому-то.
Я, император, полагаю, что государи древности, опираясь на гуманность, проявляли свою милость, а основываясь на долге, осуществляли свою справедливость. Распространяющий гуманность тревожится лишь о том, что она еще не всех охватила. Исполняющий же долг — о том, что не все еще сделано.