Цитаты на тему «философия»

1000 цитат

Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости.: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и вечной борьбе ( «борьбаотец всего и царь над всем»).

У Гераклита были прозвища Темный (так как высказывания его были малопонятны) и Плачущий (поскольку он часто сокрушался иэ-за несовершенства человека). Гераклит — стихийный материалист и основоположник диалектики.

Фалес был стихийным материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода — разумна и божественна. Мир полон богов, все существующее является одушевленным, именно боги и души — источники движения и самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что притягивает железо.

Пояснение к цитате: 

Фалес (ок. 625 — 547 гг. до н. э.) древнегреческий мудрец, которого многие называют первым философом Древней Греции.

Большинство греческих мудрецов можно назвать «стихийными или наивными материалистами», так как выбираемая ими в качестве первоначала сущность (стихия, атомы и т. п.) имели материальную природу. Но в то же время существовали и философы, к которым можно применить термин «наивные идеалисты»: у них в качестве начала бытия выступают некие идеальные сущности или силы (числа у Пифагора, Мировой ум у Анаксагора, любовь и вражда у Эмпедокла).

Разумный человек должен стремиться к тому, чтобы получить от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Поэтому хорошими поступками считаются те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохими те, которые ведут к страданию. Важным средством для получения удовольствий является богатство, поэтому к нему стоит стремиться. Но при этом не надо забывать, что богатство является только средством, а не целью.

Человеческое сознание является продуктом материи. Оно не может существовать вне тела и без тела, поэтому после смерти сознание исчезает. Отсюда не имеет смысла выполнять какие-либо религиозные обряды в расчете на воздаяние в загробном мире. Не стоит верить жрецам, которые зарабатывают себе на жизнь, пользуясь доверчивостью людей.

Чарвака — это единственная материалистическая школа в философии Индии, возникло оно в середине I тыс. до н. э. Достоверным источником познания является только непосредственное чувственное восприятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетельство других лиц и т. п.) ненадежны и часто приводят к заблуждениям. Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о существовании только одного мира — материального и телесного. Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, поэтому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании.

Возможны два способа существования душ: во-первых они могут быть связаны с материей — это несовершенное бытие, при котором душа теряет свои потенциальные качества и ввергается в состояние страдания; и, во-вторых, душа может освободиться от материи — это совершенное бытие, при котором душа находится в состоянии блаженства (нирвана). Достижение этого состояния возможно только за счет аскетического поведения и строгого выполнения нравственных норм, важнейшая из которых — не причинять даже малейшее зло любому живому существу.

Реальность многообразна, каждое суждение о ней порождено определенными условиями, в которых это суждение делалось. а значит, любое суждение ограничено, и различные утверждения об одной и той же реальности могут быть справедливыми — каждое со своей точки зрения. Отсюда уважение джайнистов ко всем философским учениям.

Пояснение к цитате: 

Джайнизм — это религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии и существующее в Индии до сих пор.

Будда никогда не отвечал на вопросы, относящиеся к этому миру. истинной реальностью является только нирвана. Нирвана — это угашение страстей, а вместе с ними и страданий, это прекращение перерождений, выход из-под власти кармы — колеса причинности. Нирвана — это не отсутствие жизни, а особая форма и способ существования личности.

Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности. Колесо причинности заставляет нас постоянно рождаться в мире страданий. Жизнь есть страдание. Причина наших страданий — это наши желания. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.

В йоге разработаны несколько доказательств существования Бога, например: в любом множестве объектов, обладающих неким свойством в различной степени, должен существовать объект, обладающий данным свойством в высшей степени. Следовательно должно быть существо, обладающее совершенным познанием и абсолютным могуществом, т. е. Бог.

Сторонники йоги утверждают, что занятия йогой позволяют человеку приобрести сверхъестественные способности: способность ясновидения и телепатии, способность делаться невидимым, появляться одновременно в разных местах и проходить через каменные стены, приручать любых животных и т. п. Но обретение этих способностей ни в коем случае не является в йоге самоцелью.

Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Это возможно только благодаря осознанию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум и эмпирическое «я». Для этого необходимо ограничить или подавить их функции, в результате «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я». Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следственным устройством, находится вне зла и страданий, смерти и разрушения.