Цитаты про гнев

530 цитат

Раздражительный человек живёт в иллюзии того, что для того, чтобы стало на душе хорошо, не должно быть каких-то раздражающих факторов. Но это самообман. Если дети станут послушными, как кобры у факира, то тебя начнут раздражать носки мужа. Если муж, приучится прибирать за собой, будут раздражать обои. И так до бесконечности. Уничтожьте зло внутри себя, а не боритесь с ним снаружи. Если око твоё тёмное, то и весь мир будет для тебя грязен, и Рай несовершенен.

Установка правил не требует агрессивности. Если правила будут замешаны на гневе родителя, то ребёнок будет находиться в подавленном состоянии либо злиться на родителей, постоянно воевать с ними.

Не сердись на бездушные вещи и не ругай их, когда они не так, как нужно, складываются и бывают тебе помехой в деле. Привыкнешь сердиться на вещи — будешь сердиться и на людей, даже без причины, и от любви отпадешь, а любовьсущность всего Закона Божия.

Гнев рождается и развивается чаще всего у тех, кто чувствует себя лишённым возможности двигаться вперёд по жизненному пути. Они не поняли, кто они такие, чего хотят и куда им идти. Большинство справляется с задачей продвижения вперёд, ставя себе краткосрочные и долгосрочные цели: купить машину, дом, отправиться в путешествие… Они концентрируют всю свою энергию на материальном и ждут удовлетворения, получая его в своё распоряжение. Но обеспечить свои нужды не значит обрести счастье. Никакие материальные блага не принесут ощущения внутренней полноты. И когда эти люди осознают, что получаемые ими удовольствия лишь ненадолго скрашивают их безрадостное существование, когда они начинают понимать, что решение можно найти, но для этого придётся пересмотреть фундамент, на котором они топчутся, горюют, впадают в депрессию. Вместо того чтобы заняться настоящей проблемой, люди совершают решительные поступки: например, расстаются со своим спутником жизни, который слишком хорошо их знает, и уходят к другому, надеясь предстать перед ним совершенно иной личностью. Или собирают чемодан и уезжают в другую страну, надеясь обрести нового себя (или от себя избавиться) под новыми небесами. Или собирают чемодан и уезжают в другую страну, надеясь обрести нового себя (или от себя избавиться) под новыми небесами. Бегство обычно не приносит успеха, ведь они берут с собой болезнь, от которой страдают.
Я стараюсь привести пациента к пониманию того, что ни вещи, ни роли, которыми человек себя развлекает, не избавят его от ощущения тоски, порождённой внутренней пустотой. В нём нет его самого. Нет того, что он из себя представляет. Я стремлюсь переключить человека на духовное с помощью тех ценностей, которые и в самом деле являются главными; чтобы он почувствовал себя собой во взаимодействии с другими людьми, в служении им, включил процесс самоанализа. Но для того, чтобы это произошло, нужно очистить душу от отягощающего осадка бессмысленного опыта.
Что такое гнев, как не признак недовольства, который овладевает человеком, который не идёт своим путём? Один знаток Торы однажды сказал мне, что раздражают нас только те, на кого мы похожи сами, те, кто показываем нам, кто мы есть, какими были или можем быть. Эту истину трудно принять. Нужно время, нужно мудрость, чтобы согласиться с мыслью, что недостатки человека, которого мы терпеть не можем, – это наши недостатки, и против них-то мы и ополчаемся. “Тупость” или “ограниченность”, которая так нас раздражает в других, – это проявление той самой безжизненности, от которой страдаем мы сами. Профессора философии возмутит мнение несогласного с ним коллеги, но при этом он снисходительно выслушает нелепые мнения студента.
Или вот ещё пример. Когда вы едете на машине и кто-то проявляет по отношению к вам агрессию: не пропускает вперёд, подрезает или оскорбляет, у вас есть две возможности: вы можете ответить обидчику тем же, показав, что у вас те же самые проблемы, или уступить ему, не отвечая. Потому что вы понимаете: он злится из-за такого пустяка, оттого что несчастен, закомплексован. И если для него так важно проехать первым, значит, он просто несчастлив в своей жизни.
Мои пациенты – это люди в ярости, с которой они не справляются. Моя задача – помочь им понять, что злятся они на самих себя. Но для этого им нужно узнать, кто они такие. Научиться себя понимать. Моя работа состоит в том, чтобы вывести их на дорогу, где они встретятся сами с собой.

Те, кому приходится иметь дело с упрямыми женщинами, знают по опыту, в какое бешенство они приходят, если на их гнев отвечают молчанием и полнейшим спокойствием, не разделяя их возбуждения.

Моя община говорила мне не доверять самой себе, потому что моя истинная природа была злом. Но когда я начинаю исследовать, кто я есть и кем хочу быть, оказывается, что иногда то, что я считала злом, не является таковым. Например, моя община сказала бы, что гнев — это грех. Мне пришлось узнать, что перед лицом жестокого обращения гнев — это естественная и нормальная реакция, которая говорит мне, что я заслуживаю лучшего отношения. Таким образом, моё теневое «я», которое часто злится из-за пережитой травмы, выводится на свет и проявляется как любовь к самой себе, как вера в то, что я стою больше, чем мне говорили. Точно так же депрессия и тревога часто подсказывают мне старые, вредные способы мышления или наводят на мысль о горе, которое мне все еще нужно пережить, и таким образом моя тень начинает информировать меня о моем исцелении. Это не то, чего следует бояться.

Пояснение к цитате: 

Из главы “Non timebo mala”.

Помните: гнев не приступ тупой агрессии. За ним скрывается множество важных, благих чувств: готовность защищать близких, чувство собственной правоты и справедливости. Ваша задача — не избавить ребенка он гнева, не исключить эту эмоцию из общей палитры чувств, а научить его распознавать истинные, «добрые» причины гнева. Следующий шаг — показать, как наиболее экологичным способом пережить гнев, не вредя другим и не жалея потом о содеянном.

Наказывая, следует в особенности остерегаться гнева. Если сердце ваше возмущено, то каким образом, назначая наказание, вы сохраните золотую середину между чрезмерной суровостью и чрезмерным милосердием? Во что бы то ни стало следует устранить гнев. Счастливы правители государства, если они, подобно законам, вооружаются против преступления только во имя справедливости и никогда – по чувству гнева.