Если вы не можете найти Христа в нищем у дверей церкви, вы не найдете Его в чаше.
1-е послание Фессалоникийцам 5:23
Лишиться Духа Божия можно в один момент: возьми грязи черпак, влей в свою душу – и все; любой скандал, любое неосторожное слово или греховное дело – и тут же потеряешь то, что набрал за всю жизнь. Как на гору можно неделю забираться, а упасть с нее за несколько секунд: чуть пошатнулся, и полетел, и голову разбил, и позвоночник сломал – так и в духовной жизни.
И путь этот очень труден, потому что, во-первых, надо от себя отрекаться – мы греховные люди, поэтому нас все время тянет на грех, душа им услаждается, а не Богом, не благодатью.
Во-вторых, приходится терпеть ненависть мира, гонение от людей. Но гонители виноваты только в том, что они еще не познали Христа, хотя в свое время и они могут Его познать.
Сам апостол Павел сначала гнал христиан, а потом стал первоверховным апостолом.
И нам надо стараться жизнь свою так перевернуть, переквасить, чтобы не прожить ее зря, а приобрести благодать Божию.
Как благодать достигается, как ее привлечь в свое сердце? Этому есть очень много духовных средств. Самое главное – причастие Святых Христовых Тайн, соединение нашей души со Христом.
Ближе к нам, чем в причастии, Бог не бывает никогда и никогда не будет.
У нас есть Евхаристия, есть Чаша. Выше этого не существует ничего ни на Небе, ни на земле.
Второе средство – это слово Божие. Тот, кто читает Евангелие, знает, что каждый раз нам открывается в нем все новое и новое.
И так без конца.
Сколько ни читай, будешь понимать все глубже, все на другом, более глубоком уровне.
Через слово Божие мы тоже благодать получаем, и она нас освящает.
Тогда мир Божий превосходящий всякое понимание, сохранит ваши сердца и умы в единении со Христом Иисусом.
А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос.
Послание Апостола Павла к Колоссянам. (3:8-11)
Но если ты хочешь стать рыцарем Христа и сражаться за него, не щадя сил, лучше, если ты поднимешься против грехов плоти и уловок Сатаны <…>, врагов, которые вовек не умирают.
Короткая Иисусова молитва содержит глубокий богословский смысл, и ее воспроизведение дает извещение свыше каждому верующему, ищущему милости Божией, поэтому эта молитва справедливо утверждена в качестве главнейшей частной молитвы христиан. Словом «Господи» мы исповедуем боголепное господство и величие Божества, при этом мы одновременно признаем свой долг веры и послушания нашему Господу и Богу. Словами «Иисусе Христе» мы исповедуем всю совокупность мироспасительного домостроительства Сына Божия, а в словах «помилуй нас» мы свидетельствуем совершившееся спасение человечества и исповедуем эсхатологический смысл божественных обетовании об обновлении и совершенстве всего во Христе, как учит наша Святая Церковь.
Жить нужно так, как если бы пришествие Христа ожидалось сегодня вечером.
Из выступления на библейском уроке в школе в г. Плейнс, штат Джорджия, 11 апреля 1976 г.
Старайтесь каждый день читать Евангелие — по главе, по зачалу или хотя бы по нескольку строк. Положите Евангелие на видное место (на рабочий стол, на прикроватную тумбочку) и обращайтесь к нему как
можно чаще. Через это чтение Христос будет незримо присутствовать в Вашей жизни, Его живой голос будет звучать в Ваших ушах и откликаться в Вашем сердце.
Евангелие — школа духовной жизни. Даже если Вы прочли тот или иной евангельский рассказ много раз и уже знаете его почти наизусть, он может неожиданно раскрыться для Вас по-новому.
– Какие душеполезные наставления Старца Порфирия особенно вам запомнились?
– Он всегда говорил, чтобы мы как можно больше любили Христа. «Кто любит Христа, тот избегает греха». Любовь к Богу он всегда выделял особо.
И справедливо. Потому что, как вы знаете, кто-то может жить внимательно и добродетельно, стремясь избежать вечных мучений. Это первая категория людей. К следующей категории относятся те, кто стараются не грешить, вспоминая о Божественных обетованиях и наследии райских обителей. Но люди из третьей, наивысшей категории, как учил Старец Порфирий, стремятся к тому, чтобы жить добродетельно, из любви к Богу, потому, что они не желают огорчать Господа, Который «прежде возлюбил нас» (1Ин. 4:19). Такая любовь порождает в душе ощущение райского блаженства, она сама является началом рая.
— А Великий Дух — это другое имя Бога, ну, Папы Иисуса, да?
— Думаю, да. Это хорошее имя для Бога, потому что Он Дух и Он велик.
— Тогда почему Он такой плохой?
— А что ты понимаешь под словом «плохой»?
— Ну, Великий Дух заставил принцессу прыгнуть с утеса, а Иисуса — умереть на кресте. Мне кажется, что это плохо.
Мак был поражён. Он не нашёлся, что ответить. Девочка 6 с половиной лет задавала вопросы, над которыми веками бьются мудрецы.
— Дорогая моя, Иисус не думал о Своём Отце плохо. Иисус знал, что в сердце Отца живёт любовь, и Он очень любил Своего Сына. Отец не посылал Сына умирать. Иисус сам выбрал смерть, потому что Он и Его Отец любили и тебя, и меня, и все на земле. Он спас нас от болезни, как спасла принцесса.
Страдавший на Кресте Христос заповедовал нам: «Любите друг друга!» И потому, чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять эту последнюю заповедь Господню.
А ещё...
— Разве не сказано в Новом Завете: «Если тебя ударят по правой щеке — подставь левую»?
— Мне казалось, эту фразу надо понимать метафорически. Господь не имел ввиду...
— Господь именно это и имел ввиду. Он учил человека быть мужественным, уметь сносить удары, не нанося ответных, не отступая ни на шаг. Когда ты поступаешь именно так, в душе твоего врага возникает совершенно новое чувство. Ненависть сменяется уважением к тебе. Разве Христос не пример тому?