Не считаются у нас достигшими благополучия лишь те, кто много молится и часто постится. Поистине, достигшие благополучия для нас — обладатели щедрых душ и чистых сердец, проявляющие искренность по отношению к людям.
Эразм Роттердамский, в ответ на упрек в том, что он разговелся в Великий пост.
Откуда в нас страсть превозношения и самохвальства? Оттуда же, откуда произошли все грехи наши: от первого прародительского греха. Человек создан был с тем, чтобы он любил Бога, как виновника своего бытия больше всего, чтобы взирал на Его совершенства и подражал им, свято исполняя Его волю. Но он полюбил больше себя, а не Бога, захотел совершенства Его присвоить себе, пожелал быть сам столь же великим, как Бог, захотел быть самозаконником, подвергся самолюбию и гордости и – пал. Таким образом, превозношение или гордость есть душепагубная страсть человека, делающая его враждебным Богу и презрительным относительно ближних.
Для чего учреждены посты? Для того, чтобы приучать нас к воздержанию... Святые Отцы различали восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Почему первой поставлена страсть чревоугодия? Потому что тот, кто не победит этой низшей, животной страсти, не сможет победить и все другие страсти.
Всемогущий, Всевышний!
Мы держали пост для твоего довольства.
Мы поверили в тебя. Доверились тебе.
Мы открываем пост тем, что ты нам послал.
Слава этой пищи, которая дарует здоровье.
Мы обязательно выслушаем того,
кто обратился к тебе с молитвой.
Не оставь без ответа сказавшего «Всевышний».
Мы молимся тебе всей своей искренностью.
Очисть наши сердца почерневшие от грехов и недовольства,
совершенными намеренно или нет, забывая или ошибаясь.
Не оставляй сирот, одиноких, бездомных со склоненной шеей.
Ты посылая проблему, не заставляй искать лекарства от нее.
Не посылай нам нужду в кем-либо, кроме Тебя.
Сделай лица наши светлыми, одари нас разумом.
Добавь и нас к числу рабов, которых ты считаешь честными.
Мы ищем укрытия в тебе от плохого глаза, от пустого слова.
Не оставляй нас с пустыми руками у твоих дверей.
Всевышний, прими наш пост, который мы держали для
твоего довольства, вместе со всеми, кто держал его.
Всевышний, позволь нам не только голодать,
но и суметь воспитывать свою волю голодом.
Ты властен на все.
Аминь.
Великий пост – это возможность заглянуть в глубины своего сердце. Осознать, что мешает нам, прежде всего, обожествление своего «я». Жалобы, обида и недовольство ближними – это духовная болезнь… Мы должны найти Христа – тогда обретём и себя самих. Нельзя забывать что человек бессмертен и жизнь его не кончается никогда. Душа человека должна вкусить благодати Святого Духа, это для неё жизненная необходимость. Очень жаль, что многие современные люди не желают стяжать Божественную благотать.
Преподобный Гавриил (Ургебадзе) о посте
Один монах спросил старца, что такое пост. «Сейчас объясню», — ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди ешь обед». — «Нет, отче, спасибо, я не хочу», — ответил монах. «Вот это и есть пост: когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде».
(Из книги О. Л. Рожневой «Преподобный Гавриил (Ургебадзе)»)
Поздравляю всех с праздником. Наступает седмица, которую издревле назвали Масленицей, потому что начиная с понедельника уже не вкушаем мясной пищи. Это первый шаг в пост. И вот что нам мир будет предлагать: жечь какие-то идиотские чучела, так называемые фольклорные фальшивые праздники, которые совершенно не имеют никакого отношения к этой седмице. А эта седмица – воспоминание о Страшном суде по Евангелию, которое мы сегодня читали. И всю эту седмицу читают Евангелие Страстей Господних. Вот каким размышлениям должен предаваться сын Божий и христианин, а отнюдь не безумному веселью с обжорством, чтобы наесться на сорок дней вперёд. Совсем нет, наоборот, это время дано, чтобы уже начать подготовку к Великому посту, время покаяния, очищения души, упражнения в подвиге христианском. Вот это нам надо стараться не забывать. То есть проводить это время по-христиански.
Пост — хороший учитель: он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать, милости, помощи, спасения.
Дождём и снегом небо плачет,
Привычной жизни суета.
Воспринимаешь всё иначе
Во дни великого поста.
Твой путь сомненьями завьюжен,
Идёшь, превозмогая тьму,
Тебе уже никто не нужен,
И ты не нужен никому.
Тебе на целом белом свете
Уже не надо ничего...
И только звезды,
Только ветер
В пустыне сердца твоего.
- 1
- 2