Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.
Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.
О, эта ужасная тирания большинства!
Тираны бывают двух родов: одни убивают без суда, другие – после судебного дознания. <…> Тут тиран именует законом всего лишь отсрочку гнева своего.
Всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости друг к другу.
Подавление других – это слабость, замаскированная под силу.
Тиран живёт за счёт страха, а мудрый правитель живёт за счёт добродетели.
Секрет свободы в том, чтобы просвещать людей, так же как секрет тирании в том, чтобы держать их в невежестве.
Из статьи «О печати», 23 ноября 1792 года.
Любой тирании, чтобы утвердиться, нужно лишь молчание гражданского общества.
Хуже тирана с воображением может быть только тиран с безграничным воображением.
Стоит какой-либо тирании стать обыденной, и победа ее неизбежна.
Хорошо действующая тирания встречается также редко, как эффективная демократия.
А ещё...
В своей статье «Тирания и мудрость» (1950) А. Кожев различает два типа тирании: тиранию, идеал которой дан только в форме утопии и которая осуществляется исключительно во благо одного социального класса, и тиранию, идеал которой дан в форме действующей, ведущей к социальным преобразованиям идеи и которая осуществляется ввиду универсального (национального, имперского, гуманистического) горизонта. Оказывается ли сегодня, спустя много веков после завершения Ксенофонтом трактата «Гиерон», принципиально возможной «популярная и просвещенная» тирания уже не в качестве лишь утопического проекта? Такой вопрос ставит перед нами Кожев.
Фейсбук. Пост от 18.08.2020. О работе А. Кожева «Очерки феноменологии права».