Мы {с Гейл Энн Херд ( продюсером «Чужие»)] настояли на своём и сказали, что не собираемся снимать фильм, если он не будет о Рипли. «Точка. С вами было приятно работать, и мы надеемся, что у вас выйдет отличный фильм, но уже без нас». Несмотря на то что Рипли, скорее всего стала самой первой экшен– героиней, других таких не знаю, женщины не ходили в кино, чтоб посмотреть»Чужого». Аудитория не привыкла, чтоб героем был не мужчина. Когда мы писали сценарий к фильму, естественно, писали его с учётом наличия Сигурни Уивер. Мне сказали, что она участвует, поэтому я не должен париться и могу писать сценарий, хотя на деле с ней вообще не было заключено никакого договора. Сигурни после первого «Чужого» стала узнаваемый звездой и могла требовать соответствующий звезде гонорар. В итоге у нас был сценарий, где она была в каждой сцене, но договора с ней так и не заключили. Поэтому, она из-за киностудии, быстро получила первый крупный гонорар, за свою актерскую работу. Она получила миллион баксов, что для того времени было серьёзным событием. Одной из первых актрис заработавших за роль миллион долларов.
Быть актером — моя судьба. И если серьезно и глубоко относиться к нашему ремеслу, это огромный, тяжелый духовный, физический и нравственный труд. Я встречал людей, которые сумели сохранить достоинство в профессии. На них стоит обратить внимание, уважать их, ценить и… прощать!..
Мы думаем, что это мы гениально играем, а на самом деле Бог играет, выбирая нас в качестве инструментов.
Мое амплуа — одинокая женщина со сложной судьбой. В кино обычно так и «пекут» артистов.
Потому что как только сыграешь более или менее приличную роль, так и идёт. Сыграла я героиню фильма «На всю оставшуюся жизнь» — женщину с трудной судьбой. Поскольку картину делал Фоменко, значит, это сложилось в настоящую работу. И всё. Даже если получаешь новую роль, похожую на эту, начинаю думать: «Ага, я сделаю так, поверну сюда».
А режиссёр говорит: «Нет, Людмила Михайловна, давайте ещё раз. Помните, как вы играете последнюю сцену в фильме «На всю оставшуюся жизнь»? Вот так нам и сыграйте». Я бы с удовольствием все поменяла, но зовут обычно на то, что видели. Поэтому, кино, увы, знает меня такой».
Партнер заставляет меня делать то, что я и не предполагала делать. Гений в этом – Юрий Васильевич Яковлев. Он для меня – лакмусовая бумажка. Вот я с ним выходила на репетицию, и – ни у него кабинетной работы за спиной, дома – ни у меня. Мы идем на репетицию – сейчас. Мы будем репетировать – сейчас. Вот мы встретились, он не подготовлен, и я не подготовлена, начинаем… и вдруг между нами случается нечто удивительное. И это удивительное, заранее не приготовленное, может стать самым неожиданным, прекрасным на сцене… Это – Богом поцелованный актер.
⠀
Сейчас – все гении, все великие... Но Щукин, Рубен Николаевич, Гриценко, Яковлев – Великие актеры.
У меня до сих пор нет ощущения, что я что-то такое представляю из себя. И всё, что со мной случилось, воспринимаю как подарок судьбы. Я оканчивала школу рабочей молодежи. Работала машинисткой. Но начитавшись Генриха Манна, стала бредить Францией. Увлеклась французской живописью, искусством. Мне казалось, что я очень хочу быть переводчиком. Сама начала учить французский язык. И вот как-то проходя мимо «Щепки», увидела: «На вечернее отделение актерского факультета объявлен набор». Я не думала о карьере актрисы. Но то, что обучение вечером, меня заинтересовало. Это был эксперимент училища, на который я решила подписаться.
Бывают моменты, когда чувствуешь себя такой интересной и знаешь, что всё у тебя получится. Пришла в училище, что-то читала, и тут вдруг Юрий Соломин зачем-то забежал на экзамены. Он был педагогом. Помню, разговор приемной комиссии: «Ну куда? Нет». «Но ее нужно взять», — настаивал он. На дневное отделение набор уже был закончен. Но меня взяли именно туда.
Со второго курса мне говорили: «Наша Пашенная». Я получала именную стипендию Хмелева. Играла главные роли в дипломных спектаклях. Но когда было распределение, места в Малом не нашлось. Я откликнулась на приглашение худрука Театра на Малой Бронной Андрея Гончарова».
Быть комедийным — это навык, потому что есть тонкая грань, где важен контекст, а быть драматичным — это просто быть честным и реальным в нужный момент.
Я благодарен и жизни, и судьбе… Играю в спектаклях, за которые мне не стыдно. Как режиссер ставил спектакли. Снимался и снимаюсь в кино как актер. Преподаю во ВГИКе и в ГИТИСе. Все идет так, как надо, ведь счастье – это ощущение в твоей душе!…
…Суть профессии не в том, чтобы выучить текст, облачиться в костюм и покрасоваться на сцене, а в том, чтобы понять, к какому человеку тебе предстоит прикоснуться, что ты хочешь в нём понять, какие болевые точки нащупываешь.
Русский подход к преподаванию актерского мастерства сильно отличается от американского. Русские исповедуют тотальный подход к подготовке. В Штатах же в актеры идут те, кто вышел внешностью, но плохо учился или не успевал в спорте. И играют они в основном на инстинктах. А в России тебя научат всему и к тому же обязательно доведут до твоего сведения, если ты бездарь. К счастью, мне такого не говорили. Может, просто не успели.
Джон Бернтал учился в России, в Школе-студии МХАТ.
Спасибо большое. Очень рад, что я для вас как родной. Обожаю Россию, это были чудесные годы. Знаете, когда я был совсем молодым, чем только не пытался заниматься, но каждый раз упирался в глухую стену. Какое-то время был профессиональным боксером, но очень хотел быть актером. И вот я познакомился с прекрасной преподавательницей актерского мастерства, которая посоветовала мне отправиться в Москву, потому что там лучшая драматическая школа. Я поехал, прошел прослушивание и начал учиться с русскими студентами. В России, конечно, невероятно богатая культура. Чтобы это понять, достаточно пройтись по улицам Москвы, полным статуй поэтов, писателей, драматургов, художников. Я счастлив, что именно там учился актерскому мастерству и наряду с этим овладевал искусством балета и акробатики.
Джон Бернтал учился в России, в Школе-студии МХАТ.
Главное отличие искусства актера от остальных искусств состоит еще в том, что всякий другой художник может творить тогда, когда им владеет вдохновение. Но художник сцены должен сам владеть вдохновением и уметь вызывать его тогда, когда оно значится на афише спектакля. В этом заключается главная тайна нашего искусства.
Всегда побеждает то, что приятнее, чему больше всего хочется верить. Побеждает комплимент очаровательных поклонниц, а не горькая истина знатока.
Из этого заколдованного круга самообольщения нет выхода. Актер запутывается и засасывается в тине лести и похвал. Всегда побеждает то, что приятнее, чему больше всего хочется верить. Побеждает комплимент очаровательных поклонниц, а не горькая истина знатока.
Молодые актеры! Бойтесь ваших поклонниц! Ухаживайте за ними, если угодно, но не говорите с ними об искусстве! Учитесь вовремя, с первых шагов слушать, понимать и любить жестокую правду о себе! И знайте тех, кто вам может ее сказать. Вот с такими людьми говорите побольше об искусстве. Пусть они почаще ругают вас!