Актер всю жизнь должен оставаться ребенком. Может, это звучит несколько игривенько – ребенком. Главное, не засахариться, не превратиться в «сухаря», не уйти в излишнюю скукоту и серьезность. В нашей профессии надо постоянно удивляться, радоваться новому и не гадать, как будет складываться твоя предстоящая работа.
Только глаза актера имеют право на максимальную выразительность, но они становятся выразительными только тогда, когда тело актера абсолютно свободно. Бросайте своё тело смело в пространство, им вы выразите куда больше, чем мускулами лица. Ведь зрители, уходя из театра, вспоминают не нос, не рот, не подбородок, а глаза, только глаза...
Алексей Макарович Смирнов был хороший человек, общительный, справедливый, честный, обаятельный. Этакий крепкий, мускулистый мужик. Терпел любые издевательства режиссера, ни на какие трудности не обращал внимания. Сказалось, наверное, военное прошлое. В то же время, Алеша был горячий. Если чувствовал несправедливость — открыто возмущался, возражал. Может, такая его открытость и честность кому-то на студии не нравилась.
Об актёре Алексее Смирнове.
Быть комедийным — это навык, потому что есть тонкая грань, где важен контекст, а быть драматичным — это просто быть честным и реальным в нужный момент.
Бывает, актер из фильма в фильм только костюм меняет, да говорит другие слова, все остальное — то же. Не считаю, что это плохо, но мне это неинтересно. Я артистов почитаю неузнаваемых, разноплановых. И если самому предложат повторение пройденного, я лучше играть не стану.
Зато, когда сравнивают, к примеру, мои роли в фильмах «Гараж», «Единственная», «Не может быть», в телеверсии нашего спектакля «Старый Новый год», телевизионных «Мертвых душах» и «Чеховских рассказах» или в картине «Полицейские и воры» и удивляются: «Как, это все — один артист?» — испытываю необыкновенное творческое удовлетворение.
Мы работали вместе впервые. Я прежде даже знаком с ним не был. И я от него в восторге. Он милый парень. Он понимает, кто он, и знает, что ему нравится. Знает, в чём он хорош. Действительно хорош. Я как-то смотрел отрывки из его фильмов во время бессонницы. Это гениально. Мне понравилось работать с ним.
о Джейсоне Стэйтеме
Главное отличие искусства актера от остальных искусств состоит еще в том, что всякий другой художник может творить тогда, когда им владеет вдохновение. Но художник сцены должен сам владеть вдохновением и уметь вызывать его тогда, когда оно значится на афише спектакля. В этом заключается главная тайна нашего искусства.
На свете не существует самого плохого театра или актера, которые не имели бы своих поклонников.
Всегда побеждает то, что приятнее, чему больше всего хочется верить. Побеждает комплимент очаровательных поклонниц, а не горькая истина знатока.
Из этого заколдованного круга самообольщения нет выхода. Актер запутывается и засасывается в тине лести и похвал. Всегда побеждает то, что приятнее, чему больше всего хочется верить. Побеждает комплимент очаровательных поклонниц, а не горькая истина знатока.
Молодые актеры! Бойтесь ваших поклонниц! Ухаживайте за ними, если угодно, но не говорите с ними об искусстве! Учитесь вовремя, с первых шагов слушать, понимать и любить жестокую правду о себе! И знайте тех, кто вам может ее сказать. Вот с такими людьми говорите побольше об искусстве. Пусть они почаще ругают вас!
С большим искусством, как актёр, я научился глубокомысленно молчать, когда я ничего не понимал, и с больной выразительностью произносить таинственные восклицания: «Да! Хм!... Пожалуй, я подумаю...»