Господин Сасаки цитирует Булгакова.
Человечество не обладает истинной этикой и не может следовать морали, потому что обычное поведение людей механистично и импульсивно, а в их программе отсутствуют прочные настоящие этические нормы.
Глава 2
Но чтобы научиться ценить свет, сначала необходимо познать тьму и невежество, а также осознать причиняемый ими вред. Поэтому сначала я буду говорить о причинах, ограничивающих людей или не позволяющих им вести себя в соответствии с высшими этическими нормами.
Глава 2
— Сегодня есть такое понятие «новая этика» и значительная часть мира идет по этому пути. Т. е. отрицание традиционных ценностей, религии и того, что мы раньше понимали под добром и злом. Ну это тоже модель новых каких-то нравственных основ.
— Вообще-то это модель безнравственных основ, но не важно.
— В понимании западного общества это и есть нравственность. Свобода слова, свобода самоопределения, свобода... Очень много свободы.
— Вы уверены что это свобода?
— По началу так казалось.
— Ну если вы запрещаете своему ребенку поменять пол и у вас отнимают ребенка, а вас сажают в тюрьму — это свобода?
Порабощение индивидуума тревожит вашу совесть, Архивист, но порабощение клона беспокоит с этической точки зрения не больше, чем обладание шестиколесным фордом последней модели. Поскольку вы не можете разглядеть различий между нами, то считаете, что их и нет. Но не впадайте в это заблуждение: даже однокоренные фабрикантки из одной и той же маточной цистерны так же своеобразны, как снежинки.
Нельзя смотреть на то, что противоречит ЛИ, нельзя слушать то, что противоречит ЛИ, нельзя говорить то, что противоречит ЛИ.
ЛИ — правила поведения
Если ты не будешь учить Правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться.
имеются в виду нормы поведения
Содержит ли «любовь ко всему живому» нечто этическое? Если понимать этику в самом широком смысле и считать, что в дилемме «жизнь-смерть» всякое предпочтение жизни есть благотворная, а следовательно, и соотносимая с этикой деятельность. Если же придерживаться более узкого понимания этики, то ответ будет отрицательным.
При сопоставлении с «государственным» в «этическом» актуализируется прежде всего кантовское его понимание с антитезой сущего и должного и противопоставлением автономии человеческой воли естественной необходимости. При таком понимании этического «государственный человек» мог выступать в качестве субъекта этического лишь в той мере, в какой он признавался в качестве субъекта действия политического.
В неоконфуцианстве достигло своего апогея конфуцианское стремление к осмыслению мира как этического универсума.
Я установил, что наша культура не имеет достаточно этического характера. Тогда возникает вопрос, почему этика оказывает столь слабое влияние на нашу культуру? Наконец я пришел к объяснению этого факта тем, что этика не имеет никакой силы, так как она непроста и несовершенна. Она занимается нашими отношениями к людям, вместо того, чтобы иметь предметом наши отношения ко всему сущему. Подобная совершенная этика много проще и много глубже обычной. С ее помощью мы достигнем духовной связи со вселенной.
Конфуцианские этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. Чрезвычайно устойчивые стандарты поведения и речи, четко фиксированные обряды и церемонии были приняты и конфуцианским ученым-чиновником, и буддийским монахом, и бродячим торговцем, и оседлым крестьянином или ремесленником.
В китайской философии этика имела не только социальный и антропологический, но также и гносеологический и онтологический смысл. Виды знаний различались по их моральной значимости, а фундаментальные понятия бытия трактовались в преимущественно этических категориях — добро, добродетель, искренность. Иногда заслугу конфуцианства видят именно в создании «моральной метафизики», что придало этико-ритуальным категориям универсальный мироописательный смысл.
— Почему нельзя убивать людей?
...
— Если бы людям было позволено убивать друг друга, государство не могло бы нормально функционировать. ... Если это иметь ввиду, то можно с лёгкостью понять логику того, почему разрешены войны и смертная казнь. Потому что они служат интересам государства. Позволено лишь то, что безопасно или полезно для государства. И это не имеет никакого отношения к морали и этике.
Этика чаще всего приходит на помощь, когда вы остаётесь наедине с собой. Когда вы теряете все, на что можно опираться. Когда люди понимают, что конец близок, они ищут спасение от высших сил.
«Что такое религия?»
Когда в ваших отношениях что-то идёт не так. Когда вы так сильно ревнуете или завидуете, что не можете наслаждаться жизнью.
«Думать о том, как жить лучше».
Вы вечно в депрессии, постоянно в чем-то сомневаетесь... Спрашиваете себя: «Почему я продолжаю жить?» Философы с начала времен пытались понять «что такое счастье?»
«Мужчины должны быть такими», «женщины не могут это делать» — кто это решает?
» Тема гендера», «я хочу умереть», «что есть жизнь?».
Вам не обязательно знать все это, но быть может, будет лучше, если вы в этом разберётесь. Можете считать, что этика по своей сути опциональна, но на самом деле, зачастую она становится обязательной.
Я проткнул ножом аорту. Вытащишь — истечёшь кровью и умрёшь. Считай, что это профессиональная этика.