Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблема. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен вести себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе), поэтому анализ этических проблем неразрывно связан с учениями о природе.
То, что один человек воспринимает как сладкое, другой может воспринимать как горькое. Отсюда необходимо производить различие между первичными, то есть объективно существующими, свойствами атомов (форма, величина, положение в пространстве) и вторичными — нашим субъективным восприятием этих первичных свойств.
Ксенофан — древнегреческий философ (ок. 565-473 гг. до н. э.)
Под искусством Аристотель понимал как особый вид творческой человеческой деятельности, так и продукты этой деятельности. По словам Аристотеля: «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей», имея в виду формы бытия. Но при этом художник свободен в выборе предметов, способов и средств подражания.
Государство является естественным образованием (подобно живому организму), человек — это политическое животное. Главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Лучшая форма правления — «полития», где нет резкой поляризации бедных и богатых, худшими — тирания и крайняя демократия.
Мир делится на две части — подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир — место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей, а надлунный — мир вечных сущностей. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение — наиболее близкое к вечности и неизменности.
Аристотеля можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведениями о древнегреческой философии.
Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. лучше работает тот, кто занимается одним делом, отсюда необходимость координировать человеческую деятельность. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями. Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители даже не знают своих детей.
Космос, по словам Платона, «живое существо, наделенное душой и умом. Тело космоса материально. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка.
Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку. Пифагора можно считать первым идеалистом древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа (имеются в виду целые натуральные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию.
Чем больше огня в душе, тем она лучше, человеческий разум — это огонь (Логос). Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны. Большинство людей, будучи по-скотски пресыщено, и не пытается постичь Логос.
Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости.: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и вечной борьбе ( «борьба — отец всего и царь над всем»).
А ещё...
Как же может что бы то ни было возникать из своей противоположности? Например, истина из заблуждения?