Я не знаю более сладкого и глубокого ощущения, чем то, которое испытываешь, встречая свои собственные, никому не высказанные мысли в произведении человека далёкой культуры, отделённого от нас веками. Тогда только перестаёшь на мгновение чувствовать себя одиноким и понимаешь общность внутренней жизни всех людей, общность веры и страданий всех времен.
Культура, образование и медицина не делают человека банально богаче, по количеству медяков. Они помогают каждому быть здоровым, образованным, понимающим и размышляющим, а это уже не медяки ― это золото. Для того чтобы называться культурным человеком, мало белую рубашку надеть.
Для культуры это всё годится, но жизнь была совсем другой.
7 января 2024 г.
Как культуровед я всегда поражался тому, насколько быстро с людей слетают «слои цивилизации» – вежливость, мораль… Когда речь заходит об их истинных желаниях.
Информация передается дальше, и дальше это основополагающий акт развития человеческой культуры.
«Люди, не имеющие отношения к культуре, не должны иметь к ней отношения», — справедливо говорил Бисмарк.
Из LiveJournal.
Литература — это мост между прошлым и будущим, между людьми и культурами.
Можно выселить человека из культурной столицы, но культурную столицу из человека не выселишь.
Написал я на днях кучу прозы
Ну лонг-рид, так, романчик коротенький
Про войну и про мир там есть капельку
Лев Толстой моё имя, запомните.
Вот пришёл я босой в министерию
Постучал по паркету им посохом.
Говорю, дайте денег убогому,
Чтоб роман напечатать для общества.
Вдруг встаёт там кака-то женщина
ОбразОм не совсем из Тургенева.
Чо припёрся ты хрен бородатый-то?
Со своей графоманщиной длинною.
Говорю я ей вслух,
Ну как ж ты дура.
А она мне, дедуля, какая я дура,
Ты мне мозг тут Болконским не трахай.
Я министр всей нашей вонючей культуры
И пошёл бы ты, дедушка, нахй.
Сочинил я тут как-то поэзию
Ну, поэму в стихах, очень длинную
Там Онегин, Татьяна... Да, Пушкин я.
Да, да он, Александр Сергеевич
Ну принёс я свой труд в Министерию
Говорю, дайте денег немножечко
Чтоб поэму мою все узнали бы
И и чтоб в школах её изучали бы.
Вдруг встаёт там какая-то дамочка
Говорит, да говно же поэма-то
У нас лучше поэзия нынче тут
Полозкова же пишет, слыхали вы?
Я подумал (эх, в слух!),
Ведь какая же дура!
А она мне, ты чо ё, какая я дура.
Ты мне мозг тут поэмой не трахай.
Я министр родной злогребучей культуры
И пошёл бы ты, дяденька, нахй.
Сочинил я на днях тут симфонию,
Композитор я так-то заслуженный.
Да, Чайковский я, Пётр, ну слышали
Я бываю рингтоном в мобильниках.
Приношу я свой труд в Министерию,
Говорю, дайте денег субсидию.
Чтоб весь мир её слушал и хлопал бы,
Чтоб детишки её исполняли бы.
Вдруг встаёт там какая-то тётенька
Из коммиссии, труд принимающей.
Говорит да говно блин симфония,
У нас музыка лучше есть - Бузова.
Я подумал (чорт, в слух!),
Ведь какая же дура!
А она мне, ты чо бли, какая я дура,
Ты мне мозг тут музоном не трахай.
Я министр блен нашей гребучей культуры
И пошёл бы ты, дяденька, нахй.
Многие ценности (особенно в области искусства), доставшиеся в наследство современному человечеству от предков, не утратили своего значения и продолжают оказывать воздействие на культурную жизнь нашего времени.
Одно из наиболее фундаментальных свойств традиционной китайской культуры: обсуждение любой проблемы представляло собой как бы скольжение между полюсами противоположных мнений с остановкой в том пункте, который подсказывался непрерывно меняющейся конкретной ситуацией.
А ещё...
Выходит так, как будто чем богаче язык, тем выше культура. А по-моему, наоборот: чем выше культура, тем богаче язык. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.
Из письма М. О. Меньшикову, 12 октября 1892 г. Мелихово