Слухи часто преувеличивают — особенно когда они сопровождаются массовой промывкой мозгов.
Массовое сознание людей полагает, что все происходящее в мире бессознательно определяется в общей мозговой сети.
Вот это причина любой массовой истерии: бояться, что придется бояться страшного страха, которого боишься.
Все герои умирают от переработок... Герои не сделаны из врождённого таланта, они созданы обстоятельствами. Могущественные враги, люди, которых нужно защищать, убеждения, которые нужно поддерживать... Если все эти условия соблюдены, любой может легко стать героем. Когда массы желают этого, незначительный человек может только отойти на задний план и даже не понять, что это ловушка.
Определение человека-массы, в сущности, просто — это тот, кому чуждо интеллектуальное усилие. Его можно пропустить через университеты и академии, плотно оснастить званиями и регалиями, восславить — всё равно прекрасное и высокое оставит его слепым и глухим. Телевизор и газета — его потолок. Агрессивное неприятие истины — его удел.
Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью.
Речь не о том, что массовый человек глуп. Напротив, сегодня его умственные способности и возможности шире, чем когда-либо. Но это не идет ему впрок: на деле смутное ощущение своих возможностей лишь побуждает его закупориться и не пользоваться ими. Раз навсегда освящает он ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека.
Сергей Доренко цитирует Бориса Абрамовича в интервью, вошедшее в книгу Петра Авена «Время Березовского»
Массе очень легко впихнуть хлам. Вернее так — она только на хлам и согласна. Хлам ей понятен. Все эти плюшевые олени для сушилки посуды, вешалки в форме пупырышек и пупырышки в форме вешалок, сайты с картинками, группы с цитатками... Нет? Вы не такой? Бессмысленные книги, бессодержательные event'ы, яркие, как фантики, и, как фантики, бесполезные.
Миллионер — это очень настойчивый человек, который может продать всякую гадость — от подогреваемых носков до каучукового лося в туалете. И знайте, вы это можете. Кто бы вы ни были, с образованием, без, тут главное — настойчивость и четкое видение цели. Просто последнее — редкость. Да, пожалуй, еще выносливость, как у вола, чтоб долго, нудно, грязно, а ему все равно — вол.
Миллиардер — это человек, который придумал, как заставить толпу принять что-то лучшее, чем хлам.
Если в самом деле хочешь быть полезен, то выходи из тесного круга обычной деятельности и старайся действовать сразу на массу! Нужна прежде всего шумная, энергическая проповедь. Почему искусство, например, музыка, так живуче, так популярно и так сильно на самом деле? А потому, что музыкант или певец действует сразу на тысячи.
Больше всего боюсь слиться с «массой» — не в том смысле, что я ставлю себя выше кого-то, нет. А в том, что не хочу стать равнодушным и живущим ради удовлетворения каких-то физических потребностей.
– Фаина Георгиевна, как вы считаете, каких людей больше – хороших или плохих?
– Серых.
Сознательное и научное манипулирование привычками и мнениями широких масс является важным элементом демократического общества.
Эдвард Бернейс «Пропаганда» (2010).