Педагог — это человек, который не только знает свой предмет, но и умеет других заставить знать.
Да... Десять лет учили одному и тому же, а люди получились разные. Вот и верь после этого в педагогику.
Нечасто доводится поговорить с умным, взрослым человеком. Вечная проблема педагога — всё время ты окружен детьми.
У меня даже создается впечатление, что как нужно воспитывать детей, знают все, кроме их родителей. Кто-то сказал, что педагогика — это наука о том, как воспитывать чужих детей.
Хитрость педагога заключается вовсе не в том, чтобы заштамповать в индивидууме умение действовать по заученной схеме, умение включать ее по заранее заданному «признаку» ее применимости, а в том, чтобы поставить ребенка в такую ситуацию, внутри которой он вынужден был бы действовать сам как «самость», как субъект. Ситуация должна быть остроконфликтной. То есть: такой, где заранее известные индивидууму «операции» и «признаки» их включения отказывают, и индивидуум должен сам найти способ решения трудности, открыть новый для себя (хотя и не новый для педагога) путь действия.
Искусство педагога состоит в умении создать такую «трудную» ситуацию, внутри которой был бы объективно один-единственный выход, тот самый, который педагогу известен, но ребенку – неизвестен и должен быть найден им самостоятельно, как «новое», а не как «операция» по заданному признаку.
При этом условии «операция» будет усвоена, но не путем дрессировки и заштамповывания, а путем самостоятельной акции индивидуума, через пробуждение его продуктивной активности.
Теоритизируя, мы забываем, что обязаны учить ребёнка не только говорить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать. <...> В области негативных чувств мы самоучки.
С детства стоит учить ребенка двум неочевидным вещам. Первое: мир очень сложный, и все, что ребенка окружает, создано множеством людей и обстоятельств, а тот, кто готов работать со сложностью мира, становится хозяином своей судьбы. Второе: бегство — хороший инстинктивный прием, но только в случае, когда есть угроза жизни.
В случае же изучения английского или помощи по дому нет необходимости никуда бежать.
Нет ничего вреднее в воспитании, чем ложная скромность.
Мы устроились так, чтобы дети нам как можно меньше мешали и как можно меньше догадывались, что мы на самом деле собой представляем и что мы на самом деле делаем.
— За чей счёт капремонт будем делать?
— За мой и Семён Семёныча. Кто плохо учит, тому приходится и расплачиваться.
После взрыва в физической лаборатории.
[Степан Фёдорович - завхоз школы, Андрей Андреевич - директор физико-математической школы имени Льва Ландау, Семён Семёнович - учитель химии.]
Настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего общества.
Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования.
Красивого ребенка надо воспитывать иначе, чем некрасивого.
Я не владею дипломатией и педагогикой, потому что обе замараны ложью. Меня привлекают крайности.
- 1
- 2