Цитаты про православие

109 цитат

Осенью 1986 года в разговоре с приезжими москвичами неожиданно всплыло имя Сталина. И столь же неожиданно батюшка попросил: «Не осуждайте его, Бог ему судья. А вы не будьте судьями».

Чаще молитесь краткими молитвами: «Господи! Благослови!», «Господи! Помоги!» приучаясь все в жизни делать с Божьего благословения и с Божьей помощью. А еще примите к сердцу такую молитву: «Господи! Тебе всё ведомо, сотвори со мной, как изволишь. Аминь

В церковь очень часто не подавайте, по памятным датам хорошо служить Литургию, а в остальное время молитесь сами. Да и не выстаивая пред иконами целый день, а памятью Божией в обычном своем делании житейских попечений. Кратенько, легко и даже весело, обращаясь к Господу: «Господи, помилуй!», «Господи, прости!»».

Притча о. Иоанна Крестьянкина, рассказанная игумену Мелхиседеку

Вы знаете, однажды в России до революции был такой аттракцион: на ярмарку часто приезжал цирк, и в этом цирке были разные представления. И вот одно представление, один аттракцион, назывался следующим образом: «Живой Петр I за 20 копеек». Была устроена палатка, в палатке была устроена огромная подзорная труба, заходил человек, и он начинал смотреть в эту подзорную трубу, чтобы увидеть живого Петра I. Обслуживающий персонал говорил: «Ну, настраивайте». Он настраивал. «Еще сильнее настраивайте». Он ещё сильнее настраивал. И тогда, когда уже ничего не получалось, у него спрашивали: «Ну, что? Видишь?» — «Нет, ничего не вижу». И тогда ему говорили: «Ну, надо же! Чего захотел живого Петра I увидеть за 20 копеек!» И вот на этом заканчивался аттракцион. Вот так и мы в нашей жизни — порой за 20 рублей или 20 копеек хотим увидеть живого Христа. Нет. Надо подвизаться, надо трудиться, надо жить напряженной духовной жизнью, потому что человек что посеет, то и пожнёт: сеющий скудно — скудно и пожнёт, сеющий щедро и щедро пожнёт».

Вы знаете, батюшка, наша жизнь должна быть похожа на торт «Наполеон» — тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. Если наш торт будет состоять только из одного теста, то он будет невкусный. Если он будет состоять только из одного крема, то он будет слишком приторный. А если тесто будет слоями перемежаться с кремом — тесто-крем, тесто-крем, тесто-крем, а сверху пудра — тогда такой пирог будет сладкий. Тесто — это наши труды, это наши мирские попечения. Если вся наша жизнь будет состоять только из них, то такая жизнь будет несладкой. Если у нас будет только один крем, то есть только одна молитва с утра до ночи, что в нашей жизни фактически невозможно, то это тоже будет неправильно, да и не получится. А у нас всё должно быть гармонично и размеренно — наши труды должны переплетаться с молитвами. Причем не обязательно с продолжительными — можно с совсем краткими: «Господи, благослови. Господи, помоги. Господи, благодарю.» «Отче
наш». Молитва Иисусова. И так наши труды, перемежаясь и переплетаясь с молитвами
это и будет сладкий пирог — для Христа». Я спросил: «А что же такое пудра?» — «А пудра — это смирение. Потому что если труды и молитва будут без смирения, тогда, как говорили оптинские старцы, есть смирение —
всё есть, а нет смирения — ничего нет»

Пояснение к цитате: 

Слова отца Иоанна (Крестьянкина) по воспоминаниям игумена Мелхиседека (Артюхина).

Православному христианину наплевать на все ваши эти заговоры, на мёртвую воду, — можете её затолкать себе в очко. <...> Поэтому вот эти все угрозы, предъявы лошадиные, Гордон может оставить для дурдома, в который рано или поздно он стопроцентно попадёт. И пусть его там эти ведьмы и колдуны его спасают. Вот и всё, хотя никуда, кроме как в ад, такие «лучшие ведьмы и колдуны» не приведут. А для Украины — слушайте, если там какие-то мыслящие люди остались, посмотрите: это же диагноз. Что такое на сегодня ваша страна? Это же диагноз, это же человек, — он, или абсолютно беспринципный и циничный клоун, или он реально башкой поехал на этой вот ненависти.

Пояснение к цитате: 

Дмитрий Гордон зачитал обращение украинских колдунов и ведьм к российскому руководству. Они предупредили о том, что на «главных врагов Украины» наведена «страшная порча на смерть». «Испугать» они решили Путина, Медведева, Шойгу, Соловьева, Скабееву и Симоньян. Журналист зачитал полное обращение, в котором перечислены «методы магического воздействия» — порча на кладбищенской земле, на воде, в которой омывали 40 покойников, а также закопали фотографии «врагов» в 40 могилах.

Вера станет нам спасительным ковчегом, где кормчим будет Сам Господь, который приведет нас к вратам праведности. И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день, ибо что такое он, этот завтрашний день, если верующему в Бога и живущему в Боге обещана вечность... Заранее и преждевременно не составляйте никаких планов или предположений на будущее время. Да будет на всё воля Господня! Ибо Им сказано: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».

«Сегодня особое воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее. Чудное Евангелие сегодня читали. Два человека пришли в храм Божий помолиться. Один — мнимый праведник, как аз грешный: «Боже, я ж в церковь хожу, Богу молюсь, посты соблюдаю, я ж такой милосердный, милостыню даю, никого не обижаю. Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как те бомжи, преступники, блудники и прочие, прочие. Я ж праведник!» Стоит толстопузый такой, важный, в дорогих одеждах фарисей, молится на первом месте. Но еще помимо этого фарисея, в храме присутствует другой человек — великий грешник, мытарь, сборщик податей, налоговая полиция по нашим временам. Кто ее любит? Никто не любит грабителей народа. Стоит этот мытарь, знает, что он величайший грешник, всеми презираемый, ему стыдно даже переступить порог храма святого, в конце стоит. Ему стыдно даже посмотреть вокруг, стоит с опущенными глазами, бия себя в грудь, и говорит: «Боже, милостив буди мне, грешному!» И Христос обращает наше внимание: кто ушел из храма оправданным — праведник ли этот мнимый, фарисей? Или мытарь, грешник великий? Бог помиловал кающегося мытаря. И молитва его стала для нас крылатой, знаменитой. Сколько раз мы ее повторяем, перекрестившись, когда согрешаем: «Боже милостив, буди мне грешному!» Это святое смирение мытарево возлюбить призывает Церковь нас в сегодняшний святой день. Помоги, Господи, нам не быть мнимыми праведниками, но мытарево слёзное покаяние да служит нам духовным примером. А если что и делаешь доброе – твори в тайне, не хвалясь ни перед кем. И Отец Небесный, видя тайное, воздаст нам всем явно за подвиги, за милостыню и за добрые наши дела. Аминь».

Пояснение к цитате: 

Схиархимандрит Зосима (Сокур), из проповеди в Неделю о мытаре и фарисее, 1999 год.

— А латиняне — демоны? — подал голос Игнат, бессловесно следивший за разговором с явным интересом.
— Они — покойники, просто пока не ведают того, — потемнел лицом Нифонт. — Папская церковь умерла, продав первую индульгенцию, отпустив грехи за деньги. Погибнув сама, она погубила души своей паствы.
— Разве церковь может умереть? — удивленно спросил Игнат.
— У всего, имеющего начало, есть конец.
— А когда умрёт православие? — тревожно спросил Ивашка.
Нифонт задумался и закрыл глаза. Со стороны могло показаться, что он забылся или заснул.
— Православие погибнет, когда в войско русская церковь наша не сможет отрядить ни одного Пересвета, — произнес, наконец, монах и замолчал, будто слова эти жгли ему губы...

Пожалуй, можно назвать три устойчивых составляющих русского самосознания. Частично мы уже говорили об этом, но надо повторить еще. Первая составляющая народного самосознания — православные представления о добре и зле, о мире и человеке. Они проходят с нами через века, вопреки ересям и расколам, революциям и реакции, атеизму и новым вспышкам религиозности. Они прочно вошли в мировоззренческую матрицу русских, и никаким реформаторам их из нее не выбить. Вторая — коллективная память об исторических выборах, которые России пришлось сделать, находясь, по словам Менделеева, «между молотом Запада и наковальней Востока». Третья — русский тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим чувством. Как сказал поэт о русском уме, «он трезво судит о земле, в мистической купаясь мгле».

Невенчанный брак – это брак, но на этот брак еще не пришел Христос. Когда мы венчаем людей, проживших в браке много лет, родивших, воспитавших детей, мы говорим им так: «Вы были мужем и женой и до сегодняшнего дня, а теперь вы стали мужем и женой во Христе. Христос на браке в Кане претворил воду в вино. Ваша жизнь до венчания была водой. Она освежала и питала. Теперь, с приходом Христа на ваш брак, она должна стать вином, то есть должна стать красивей, вкусней и полезней».

— И не стыдно тебе, комсомольцу, поповские кресты цеплять?
— Отстань от него, Павлуха. Меня мать тоже крестик взять заставила, что же, мне его теперь выбрасывать? При том, что немцы мать повесили за связь с партизанами.

При каждой горячей молитве, при каждом добром деле ощущаем мы тихое веяние Святого Духа в сердце своем. Мы становимся мирными, тихими, кроткими, молчаливыми, перестаем осуждать и разглашать чужие грехи, и по этому благодатному изменению духа нашего узнаем, что Дух Святой пребывает в нас. Это начало Царства Божьего внутри нас подобно слабому рассвету дня, но по мере исполнения заповедей Христовых этот рассвет становится все ярче и ярче. В сердцах великих святых уже воссияло солнце во всей своей силе, а у нас только рассвет... Но это — то же Царство Божие внутри нас.