Ошибки оратора — это всегда дополнительные козыри в руках соперников. Об этом стоит напоминать себе перед любым выступлением.
Подражание бывает осознанным и неосознанным. Осознанное подражание рождается из заблуждения, что нужно копировать другого оратора, пока сам не научишься выступать. Нет, это неправильно. Даже начинающий оратор должен быть собой. Не нужно копий, не нужно быть актёром, всё, что нужно — это быть собой. У других ораторов нужно брать приёмы, но всегда оставаться самим собой.
Возможности оратора очень похожи на технические характеристики автомобиля, если уместно провести такую аналогию. Когда прочитаешь техническую характеристику автомобиля, то становится ясно, что ждать от него в процессе эксплуатации. К оратору не прилагается «техническая характеристика». Каждому оратору приходится самому составлять её для себя.
Оратор, особенно начинающий, должен анализировать свои возможности после каждого своего выступления, потому что каждое новое выступление меняет оратора и добавляет ему опыта.
Если вы изучите свои возможности, то будете знать, в каком формате вам лучше всего выступать, а от какого выступления лучше отказаться.
Те форматы выступлений, которые вам не нравятся, содержат ваши страхи и ограничения. Задача оратора – хорошо выступать в любых условиях.
Когда долго молчишь, невидимая сила заставляет покинуть сцену.
Так рождаются неудачные выступления.
Если вы не владеете ответом на вопрос или вы исчерпали всю информацию, которую хотели донести до публики, а ещё нужно выступать, то стоит переводить разговор в ту тему, где вы профессионал и можете говорить часами.
Вы можете попасть в самую нелепую ситуацию. Например, вам нужно тянуть время. Тогда развлекайте публику. Вы можете рассказывать о своих приключениях, о самых удивительных путешествиях или вспомнить детство. В общем, говорите о чём угодно, а в конце своей речи резюмируйте сказанное так, чтобы у всех слушателей сложилось впечатление, что это и есть часть вашего выступления.
К примеру, ваш коллега задерживается, а вы вместе должны провести презентацию новых станков для производства мебели. Вы рассказали всё, о чём планировали, а нужно ещё подогревать у публики интерес, пока не появится ваш коллега. Вы можете рассказать о своём детстве, о том, как читали фантастические рассказы и мечтали попасть в вымышленный мир, а в конце говорите следующее:
— Когда я смотрю на эти современные станки, я убеждаюсь, что фантастика, который мы зачитывались в детстве, становится реальностью.
Вы убьёте сразу нескольких зайцев: выручите своего коллегу, окунёте публику в приятные воспоминания из детства и, в конце концов прорекламируете свои станки.
Вообще, истории можно сравнить с кулинарными специями. Без них любое выступление похоже на еду без соли и специй. Полезно, но не вкусно.