Джудит Батлер. Психика власти: теории субъекции

Мы привыкли думать о власти как о том, что давит на субъект извне, о том, что субординирует, ставит в зависимость и переводит в низший класс. Это, безусловно, справедливое описание части того, что делает власть. Но если, следуя Фуко, мы пониманием власть также как формирующую субъект, как обеспечивающую само условие его существования и траекторию его желания, тогда власть есть не просто то, чему мы противостоим, но также в конечном итоге то, от чего мы зависим в самом нашем существовании, и то, что мы скрываем и сохраняем в своем бытии. Обычная модель понимания этого процесса такова: власть внедряет себя в нас, и, ослабленные ее силой, мы интернализуем или принимаем ее термины. Что не учитывается в таком подходе, однако, — что сами «мы», принимающие эти термины, фундаментально зависимы от них в «нашем» существовании. Не существует дискурсивных терминов для артикуляции никакого «мы». Субъекция состоит как раз в этой фундаментальной зависимости от дискурса, который мы никогда не выбираем, но который парадоксальным образом дает начало нашей деятельности и поддерживает ее.

Похожие цитаты

При сопоставлении с «государственным» в «этическом» актуализируется прежде всего кантовское его понимание с антитезой сущего и должного и противопоставлением автономии человеческой воли естественной необходимости. При таком понимании этического «государственный человек» мог выступать в качестве субъекта этического лишь в той мере, в какой он признавался в качестве субъекта действия политического.

Народовластие от демократии очень сильно отличается. Фундаментально! Народовластие — это власть большинства, а демократия — это власть меньшинства.

13.02.2020

... Примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания как акта целостного духа, экзальтация творчества в человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.

Власть везде должна избираться, и на низовом муниципальном уровне, и на уровне субъекта федерации. И нет понятия «вертикаль власти», потому что у нас вертикаль власти превратилась в вертикаль денег, а нам нужно вернуться к Конституции и к демократическим принципам.

Власть, правительство, война, закон, наказание и тысяча других вещей не имели соответствующих терминов на языке гуигнгнмов.

Пояснение к цитате: 

в стране лошадей