Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.
Односторонность есть пагуба мысли.
в письме Катенину П. А., первая половина февраля 1826 г.
Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно.
Льстецы, льстецы! старайтесь сохранить
И в подлости осанку благородства.
Из эпиграммы на Воронцова, 1825
Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно:
Когда-нибудь придется же ему
Брить бороду себе, что несогласно
С природой дамской... Больше ничего
Не выжмешь из рассказа моего.
10 октября 1830 года. Болдино.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило, — говорит Карамзин, — ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего освобождения... Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе?
Отрывки из писем, мысли и замечания.