Александр Беляев. Голова профессора Доуэля

Похожие цитаты

Изначально человек сталкивается с двойственностью своей природы. Она проявляется в дуализме символического я и тела (порой это два независимых способа бытия в мире), символического и материального (мысль и реальность, раскол между тем, кем человек себя чувствует, и идентичностью, которую он заработал социальным исполнением), в различии между объектом и его абстракцией (она всегда меньше, чем объект), в возможных несовпадениях целей и средств, в разнице между социальным и личным (внешнее и внутреннее не конгруэнтны, человек может чувствовать себя отделенным от общества, то есть одиноким, или монополизированным им, то есть испытывать стыд). Кроме того, в человеке зачастую идет борьба между старыми правилами и новым опытом. Эти дуализмы, полагал Беккер, не абсолютны, но ощутимы. И примирение их происходит в эстетическом объекте. Человек делает свой мир безопасным посредством эстетических интеграций... красивое – это объединение хорошего и правдивого, где хорошее – это то, что внутренне удовлетворяет, успокаивает жизненные силы, а правдивое – доказанное опытом, преодолевшее безнадежное разделение между организмом и средой, показавшее, что внутреннее стремление человека может быть удовлетворено во внешней природе.

Для убедительности человеку нужно объединять правила и объекты, а для изменения намерений – разделять их. Но эстетическое объединяет личное и публичное, субъект и объект, символическое и материальное так, что это не закабаляет, а освобождает, обнаруживает новые смыслы и новые возможности. Эстетический объект так гармоничен, что мы перестаем сомневаться, реально ли символическое. Он показывает, что жизнь не напрасна, дает возможность человеку верить в свою базовую способность творчества.