Леонид Сергеевич Васильев. Этика и ритуал в традиционном Китае

Китайская нумерология во многм напоминает пифагорейство как учение о музыкально-числовой структуре космоса. Числовой ее аспект самоочевиден, что же касается музыкального, то в традиционном Китае — государстве «ритуала и музыки» — он всегда был объектом пристального внимания и разработки.

Похожие цитаты

Большинство китайцев чувствуют, что их древняя цивилизация обладает отличительными качествами и системой ценностей, которые служили им и за пределами своей страны. Это культурное наследие романтизировалось и бережно сохранялось. Однако некоторые аспекты традиционной культуры и обычаев стали подвергаться критике как не отвечающие новому времени и даже тормозящие дальнейший прогресс. Традиционный образ жизни, приверженцами которого были первые китайские эмигранты, требует тщательной переоценки, чтобы потомки этих поселенцев могли решить, как им следует изменить систему ценностей. Глубокое знание своего прошлого поможет потомкам китайских переселенцев в дальних странах увидеть, как меняются китайцы в самом Китае, также приспосабливаясь к новому времени.

Китайский иероглиф ЛИ соответствует большому кругу родственных понятий (правила поведения. обряд, обычай, благопристойность) можно перевести сочетанием «этика-ритуал». ЛИ сближается с термином ТИ (тело, сущность, субстанция). В этимологическом родстве ЛИ и ТИ заложено ядро позднейшей философской онтологизации этики и ритуала в Китае, где объединяющее их начало стало мыслиться как важнейший фактор не только культуросозидания, но и космоупорядочения.

Пять тысяч лет Китай придерживался единой воинской доктрины: ни одного китайского солдата за Китайской стеной! Сменялись веры, режимы, к власти приходили императоры, коммунисты, чингизиды, но Китай оставался в своих границах.