Галактион Табидзе. Вновь эфемера

И Паганини... Он скрипку роняет,
Слыша каприччио в рокоте волн.
Сцена надеждами вновь озаряет
Ноты расстроенных флейт и валторн.
Нем Паганини. Струна безнадежна.
Но наступает прощания час...
Женщина плачет так тонко, так нежно,
И хризолиты струятся из глаз.
Узкими пальцами трогает розу,
И, отразив торжество красоты,
В трещине зеркала рушится проза
И вырастает крыло высоты.
Ангелом рвётся из рук его скрипка,
В воздухе реют дворцы — всё она!
Льётся эфир, будто не было крика.
Тайна бессмертия разрешена.

Пояснение к цитате: 

Перевод с грузинского Марии Фарги.

Похожие цитаты

В шумном балагане любит веселиться
И пожрать отменно радостный народ.
Левка-Паганини, если разозлится,
Он своею скрипкой всех с ума сведёт.

А если сунуть четвертак,
Так он сыграет и не так.

В его руках скрипка становилась живым существом, которое плакало, смеялось, подражало звериным крикам. Публика, шокированная нечеловеческим мастерством, объясняла его сговором с дьяволом. Многие «припоминали», как на концерте вокруг музыканта плясал черный силуэт с рогами и хвостом. Благодаря странной внешности, запутанной судьбе и крутому нраву Паганини, эти вымыслы принимались за «чистую монету». Окружающие сторонились его. А в последние минуты жизни от музыканта отвернулась даже церковь.

СТОЛБ ОГНЯ И ПЛАМЕНИ

Дата рождения Паганини точно не известна: то ли 1782, то ли 1784 год. Путаница и с остальным. Внешностью, например. Одни видели в нем мужчину демонической красоты. Других ужасала мертвецкая бледность его лица. Гете сравнил музыканта со «столбом огня и пламени» из-за горящих глаз и бешеного темперамента.

А вот как описал музыканта его врач. В 50 лет Никколо был среднего роста, худым, беззубым, с орлиным носом, торчащими ушами (левым слышал лучше правого), слишком тонкой шеей, крупной головой, черной шевелюрой, непропорционально длинными руками, а его левое плечо на 6 дюймов превышало правое. Он имел «букет» хворей: туберкулез, сифилис, простата, болезнь горла. В последующие 6 лет (по другой версии — 8) он постепенно лишался голоса и рассудка. Уже не было сил держать в руках скрипку.

ЗАГРОБНЫЕ СКИТАНИЯ

Весть о том, что Паганини при смерти, облетела Геную. К его дому трижды приходили священники, уговаривая Никколо исповедаться. Врач объяснял им, что музыкант... сошел с ума и не понимает, чего от него хотят. Святые отцы «окрестили» это безумие противостоянием церкви. Когда стало известно, что у Никколо горлом хлынула кровь и он скончался, епископ Генуи объявил анафему и запретил предавать прах земле. Доктор наспех бальзамировал тело, а горожане толпились у жилища Паганини, требуя выставить покойника напоказ. По тогдашним неписаным законам, требованию толпы надо было подчиниться. В гроб полетели камни со словами проклятия. Ни одна из местных газет не сообщила, что 27 мая 1840 г. скончался музыкант, прославивший Италию.

Гроб с его телом ютился в подвале дома графа Чессоле в Генуе, затем — в двух лазаретах, в ямке под забором фабрики по изготовлению оливкового масла, на нескольких средиземноморских островах. Последним из них был Сен-Фереоль, где гроб был подвешен на цепи к скале. Ахилло посвятил свою жизнь тому, чтобы добиться захоронения отца по-христиански. Для этого он пожертвовал церкви 1 миллион 100 тыс. франков золотом, доставшиеся ему в наследство.

Молитва об отпущении грехов Паганини прозвучала в 1853 году в пармской церкви «Стекката». Но бумаги на разрешение о захоронении были подписаны только в 1896 году, после чего состоялись похороны на Пармском кладбище. Этого момента покойный «ожидал» в семейном склепе. Кстати, в 1893г., желая взглянуть на знаменитого деда, внук Паганини Андреа вскрыл гроб — лицо Никколо было как живое, а под саваном остался лишь скелет.

СУДЬБА СКРИПКИ

Свою скрипку Паганини завещал Генуе. Она хранится в одном из сейфов мэрии. Чтобы инструмент не терял звук, на нем нужно играть. Этой чести удостаиваются победители конкурса им. Паганини, который проводится ежегодно с 1959 года.

Играл на легендарном инструменте и украинец Богодар Которович. Но не в Генуе (в 1971 году он стал лишь лауреатом конкурса), а в Киеве. По соглашению между городскими властями Генуи и нашей столицы, в марте 2000 года скрипка была доставлена самолетом (чартерным рейсом) в сопровождении 5 охранников (2 гвардейца и 3 гражданских). Состоялись два концерта: в Национальной филармонии (для Президента, его окружения и немногих избранных ценителей музыки) и в оперном театре — для широкой публики. Звучали только произведения Паганини.

Страховой полис на скрипку составляет $6 млн. Стражи не отходили от инструмента ни на репетициях (они проводились в посольстве Италии), ни на концертах. Фотографировать музыканта во время выступлений запрещали (чтобы не рассекречивалась визуальная информация, а вспышка не ухудшила качества инструмента).

«Посчастливилось стоять около знаменитой скрипки на расстоянии вытянутой руки, — вспоминает Александр Спренсис, ассистент Богодара Которовича. — Ощущение было, что онемел и одеревенел. Ни один из музыкантов не удивил так мир своим гением, как Паганини».

Пояснение к цитате: 
150 ЛЕТ НАЗАД С ПАГАНИНИ БЫЛО СНЯТО ПРОКЛЯТИЕ ЦЕРКВИ