Игорь Иванович Гарин. Пророки и поэты

Сущность шеллинговской философии тождества — синтез, синтез всего: духа и материи, субъективного и объективного, идеального и реального, бытия и мышления, материализма и идеализма, субстанции и сознания.

Похожие цитаты

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность. Внутри идеализма существует два крупных течения. Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т. е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т. п.). Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

Существует не два различных мира, а только один мир, в котором заключается всё, между прочим и то, что в обыденном сознании противополагается, как природа и дух. В философии тождества нет субъекта и нет объекта, а есть субъект-объект. Все различия в природе накапливаются. Существует абсолютно недифференцированное первоначальное единство (Бог), в котором не содержится никаких различий, и существует развитие, происходящее возвышением субъективного из всякой объективизации. Формула всеединства такова: абсолютное — субъект + объект — абсолютное тождество субъективного и объективного, идеального и реального.

Ошибочно думать, что эмоция субъективна, а мышление объективно. Ошибочно думать, что познающий через интеллект соприкасается с бытием, через эмоцию же остается в своем субъективном мире.

За принципом единства природы и духа кроется не просто шеллинговская тяга к синтезу, но внутренняя связь этого единства с целесообразностью. Единство и тождество природы и духа — принцип всеобщего развития бытия, в силу которого в природе невозможны неразрешимые противоположности. В природе как в целом исчезает противоположность и между механизмом и организмом: целесообразность такого мира и его эволюциярезультат постепенного развития одной и той же организации.

Идеализм стремится объяснить все явления природы, все свойства материи теми или иными свойствами духа. Материализм поступает как раз наоборот. Он старается объяснить психические явления теми или другими свойствами материи, той или другой организацией человеческого или вообще животного тела.