Ачарья Тапешварананда авадхута. Жизнь с Бабой

Роль Гуру не ограничивается только духовной сферой. Настоящий Гуру должен убедиться, что физические, психические, эмоциональные и духовные потребности учеников в достаточной мере удовлетворены, чтобы ученик мог самостоятельно преодолеть преграды, стоящие на его духовном пути. Гуру позволяет ученику решить свои проблемы, давая необходимые советы и направляя его. Он, как правило, не дает волшебной пилюли от всех проблем и недугов. Он решает проблему на восемьдесят процентов, оставляя двадцать процентов для того, чтобы ученик проявил собственную инициативу. И даже тогда Он дает советы и подсказывает, как наилучшим образом решить проблему. Другими словами, Гуру позволяет ученику погрузиться в сети дхармы, в свои самскары, приятные или мучительные, а затем вытаскивает его из этих сетей, чтобы он окончательно не увяз.

Похожие цитаты

Ученик в первую очередь должен коснуться стоп Гуру. Объяснение в том, что Гуру — это путь к Богу, без которого невозможно встретить Бога.

Бывает, что Дхарма привлекает своей исключительностью. И человек, одержимый гордыней, обращается к Учителю за Учением, как к торговцу эксклюзивным товаром. Ходит на ретриты, старательно учится, хорошо все запоминает. Им движет мотив возвыситься в глазах окружающих, сделать карьеру «гуру». Такая мотивация в Учении считается «мотивацией с изъяном», а человека называют «сосудом, наполненным ядом» (или «испорченной пищей»). Все, что ни попадает в такой сосуд, портится.

По словам Ринчена Тензина, гордыня проявляется и у геше тибетских монастырей. У них так или иначе присутствуют изъяны ума, свойственные людям. Как же выбрать Учителя, который покажет путь в Чистые земли? Ведь мы не можем точно знать, насколько тот, кого называют Учителем, реализовал практику.

В выборе Учителя нельзя руководствоваться известностью, социальной успешностью или внешней привлекательностью человека. «Смотрите на качества ума, – советует Ринчен Тензин. – Качества ума проявляются в том, как человек относится к разным людям в разных ситуациях. Наблюдайте, насколько стабильно его умиротворенное состояние, сильна ли тяга к мирским благам. Его достоинства, как практика Дхармы, проявляются во внешнем поведении. Качества Учителя Дхармы у него должны явно превосходить проявления «ядов» ума (невежество, страсть и привязанность, отвращение и гнев, гордость и ревность). Важно оценить и уровень знания Дхармы. Если вы хорошо понимаете наставления Учителя и вам легко их применять, значит, он подходит вам».

Кот гуру

Всякий раз, когда гуру и его ученики начинали молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их. В конце концов гуру сказал ученикам, чтобы они привязывали кота на время молитвы.
Через некоторое время гуру умер, но кота по привычке продолжали привязывать. Затем не стало и кота, и тогда в ашраме завели нового, которого так же привязывали на время молитвы. По прошествии веков некоторыми последователями гуру были написаны научные труды. В них указывалось, что привязывание является точным выполнением инструкций гуру и имеет особую важность при отправлении богослужения.