Леонид Сергеевич Васильев. Этика и ритуал в традиционном Китае

Конфуцианские этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. Чрезвычайно устойчивые стандарты поведения и речи, четко фиксированные обряды и церемонии были приняты и конфуцианским ученым-чиновником, и буддийским монахом, и бродячим торговцем, и оседлым крестьянином или ремесленником.

Похожие цитаты

Поскольку философия является «живой душой» любой культуры, постольку специфика китайской философии представляет собой наиболее общее теоретическое отражение и этико-ритуального аспекта данной культуры.

Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответственно им нормы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на передний план и явственно гипертрофированы, что со временем привело к замене именно ими столь характерного едва ли не для всех других ранних обществ преимущественно религиозно-мифологического восприятия мира.

Пояснение к цитате: 

Предисловие к книге

В китайской философии этика имела не только социальный и антропологический, но также и гносеологический и онтологический смысл. Виды знаний различались по их моральной значимости, а фундаментальные понятия бытия трактовались в преимущественно этических категориях — добро, добродетель, искренность. Иногда заслугу конфуцианства видят именно в создании «моральной метафизики», что придало этико-ритуальным категориям универсальный мироописательный смысл.

Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником.