Фёдор Михайлович Достоевский

Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной.

Пояснение к цитате: 

(Письма. XXVIII/1. С. 176).

Изображение пользователя Максим Максимов.
0
0
0

Да, неоднозначно.
Если истина не помогает, а вера — помогает, то с чем лучше остаться?
Иными словами: если ложь продуктивнее правды, то не логичнее ли поверить в ложь?

Изображение пользователя Quasar.
1
0
1

Максим, в цитате совсем не о том.
В цитате противопоставляется истина вере. И предлагается сделать выбор: либо истина, либо вера.
В моем понимании это софистика. Поэтому и высказал свое мнение о неоднозначности цитаты.
Про ложь там ни слова нет...

Изображение пользователя Максим Максимов.
0
0
0

Quasar, "Если Бога нет, то всё дозволено."
Думаю, что цитате не о либо — либо. Цитата о том, что выбора нет — истина нужна не так, как нужна вера.

Изображение пользователя Дмитрий Кузнецов.
0
0
0

Тут не совсем софистика, а скорее «апория» — вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. Тут Достоевский предполагает ситуацию, которая возможна лишь в гипотетическом смысле (обратите внимание на слова — «если б»).
Для истинно верующего христианина — истина во Христе. «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6). «... и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Человеку, который смотрит на всё в свете евангелия, невозможно «доказать», что Христос вне истины.

Изображение пользователя Quasar.
0
0
0

Христос не может быть вне истины, ибо он и есть истина. Исходя из этого и посчитал мнение Достоевского софистикой.

Изображение пользователя Дмитрий Кузнецов.
0
0
0

Речь идёт не о самом факте, а о возможности доказательства оного. Доказать, теоретически можно, но для верующего человека такие доказательства не будут иметь смысла и приняты не будут.

Изображение пользователя Максим Максимов.
0
0
0

Это для христиан истина — Иисус. Для других вероисповеданий истина — это Бог (в какой-то другой ипостаси).
Достоевский предпочитает быть христианином — это нормально, для человека воспитанного в христианстве.

Изображение пользователя Дмитрий Кузнецов.
2
0
2

Там какой — то усеченно измененный вариант. Вот более объемный текст письма:
«Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной.»

Изображение пользователя Quasar.
0
0
0

Модераторы, верните комментарий. Он не противоречит правилам ресурса. На каком основании удалили?

Изображение пользователя Максим Максимов.
0
0
0

"Всего на свете мне таинственней,
Что наши вывихи ума,
Порой бывают ближе к истине,
Чем эта истина сама."
И. Губерман.

Похожие цитаты

Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И однако же Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной.

Пояснение к цитате: 

Из письма Н. Д. Фонвизиной, конец января — 20-е числа февраля 1854.

Разумные люди, как правило, менее счастливы. Причина проста: они умеют логически обосновывать свои иллюзии. А способность усвоить Истину имеет мало общего с умом – точнее, ничего общего. Разум куда лучше годится для того, чтобы оспаривать истины, нежели для того, чтобы открывать их.

Булгаковский роман — это провокация. Но и сам Христос провокативен. Христос — это Бог, который прячется на земле. Его цель была взойти на крест. Но искупительная жертва не состоялась бы, если бы фаворская слава Христа была бы очевидна всеми и всегда.
<...>
В определенном смысле, Христос был именно таким, как булгаковский Иешуа Га-Ноцри из «Мастера и Маргариты». Таким был «имидж» Христа, таким Он казался толпе. И с этой точки зрения роман Булгакова гениален: он показывает видимую, внешнюю сторону великого события — пришествия Христа-Спасителя на Землю, обнажает скандальность Евангелия, потому что действительно, нужно иметь удивительный дар Благодати, совершить истинный подвиг Веры, чтобы в этом запыленном Страннике без диплома о высшем раввинском образовании опознать Творца Вселенной.

Христос не давал никаких определений жизни, он никогда не устанавливал никаких учреждений, никогда не устанавливал и брака. Но люди, не понимающие особенности учения Христа, привыкшие к внешним учениям и желающие чувствовать себя правыми, как чувствует себя правым фарисей, противно всему духу учения Христа, из буквы его сделали внешнее учение правил, называемое церковным христианским учением, и этим учением подменили истинное Христово учение идеала.

Пояснение к цитате: 

Послесловие к «Крейцеровой сонате».