Цитаты про тоталитаризм

61 цитата

«Внимание! Прошу внимания! Передаëм последние известия с Малабарского фронта. Наши войска в Южной Индии одержали блестящую победу. Мы уполномочены заявить, что эта победа может привести в обозримом будущем к окончанию войны. Мы передаём последние известия...»
«Теперь надо ждать неприятностей», — подумал Уинстон. Так и произошло. За кровавым описанием разгрома евразийской армии с ошеломляющими цифрами убитых и взятых в плен последовало объявление, что нормы выдачи шоколада сокращаются с тридцати до двадцати граммов.

А я что говорил? Полоса — это только начало.

Пояснение к цитате: 
Инициированные новой директрисой изменения в школе Moordale начались с жёлтой разделительной полосы в школьных коридорах.

Рахим: Полоса не для сплочения, а ради контроля. Нас всех засунут в маленькие коробочки.
Эймс: Я думаю, это просто полоса.
Рахим: Просто полосы не бывает.

Пояснение к цитате: 
Инициированные новой директрисой изменения в школе Moordale начались с жёлтой разделительной полосы в школьных коридорах.

Есть такая вещь, которая называется «социальная истерия». Социальную истерию обычно разжигают СМИ. Преступность! При Никсоне преступность была проявлением социальной истерии, как одной из проблем. Преступность зашкаливала. Безнаказанность. Суды не наказывали преступников. Нужны были более суровые законы. Много гражданских свобод исчезли в виде сокращения прав преступников этих, обвиняемых, людей под грифом «подозреваемый». Их ограничили или сократили права, которые гарантирует конституция и биль о правах.

Ещё одна социальная истерия – наркотики. Возникла ситуация с наркотиками – то же самое. Большой приток наркотиков. Мы будем бороться с наркотиками. Нужны новые жёсткие законы. Нужны огромные про... Нужно иметь право войти в любой дом. Нам нужно право поступать так, как у нас есть веские основания. Все эти упрощения стали причиной сокращения свобод по причине социальной истерии.

СМИ разжигают тревогу. Все на нервах. Законодатели прописывают закон. Доверенное лицо президента подписывает его. А судьи затем, судебная ветвь одобряет поправки. Иногда через время, когда это до них доползёт. В результате у тебя меньше возможностей, меньше свобод, меньше гражданских свобод, меньше прав.

Третья форма социальной истерии – это терроризм. Это развязали недавно. Здесь сложнее. Есть определённые причины. Оглядываешься на 11 сентября. Очень волнующее событие. Но и его использовали с трибуны патриотизма, чтобы ограничить наши свободы.
Они говорят: если тебе нечего скрывать, то и переживать нет причин. Слыхал такое? Это чушь! О, да. Пусть расскажут о людях, которых выпускают из тюрьмы из-за тестов на ДНК. Раз им нечего скрывать.

Дело в том, что этой страной владеет клан «владельцев». Они делают что угодно...

Да, Сталин физически устранил людей, способных создать оппозицию, но ему удалось привлечь основную массу народа для решения модернизационных задач. Готовим рефераты на тему «Сталин — эффективный менеджер» и «Репрессии, страх и наказание — продуктивный механизм кадровой селекции».

Некоторые культуры часто напоминают об уважении, другие – о боге, а есть общества, дающие установку на послушание огромными портретами дорогого вождя. Могут ли быть какие-то сомнения в том, что вездесущие изображения национального лидера при диктаторских режимах не только внушают ощущение, что «Большой брат следит за тобой», но также и уменьшают количество спонтанных мыслей и независимых действий?

Тоталитаризм изначально противостоит демократии. Страх и ненависть к сознательному волеизъявлению масс усугубляется при этом чувством неполноценности, что опять-таки проявляется вспышкой репрессий. Недостаточно, оказывается, уничтожить действительных и мнимых противников. Желательно вообще раз и навсегда парализовать общественную активность.

Пояснение к цитате: 

Сборник научной фантастики, выпуск 34, издательство "Знание", Москва, 1991

Эта «антропологическая катастрофа» еще не осмыслена. Советская система была огромным воспитательным лагерем. Хотели создать «нового человека». И в школе, и в детском саду происходила жесткая индоктринация.

Человек назывался «сознательным», только если он готов исполнять все, что ему велят сверху – и не слишком размышлять об этом. Но такой «новый человек» лишен возможности думать о чем-нибудь сложном и глубоком.

Одна из самых страшных примет этого человеканедоверие. Вот тут огромный контраст между тем, что мы видим в Европе, и здесь. У нас всегда ищут каких-то скрытых мотивов, слушают не прямые слова, а подтекст (что он имеет в виду?), все время что-то подозревают. А доверчивый человек, который принимает то, что ему говорят, за чистую монету, он в этой системе – как бы глупец.

И пост-тоталитарные годы, пожалуй, еще усилили эту стихию недоверия друг к другу и вообще ко всему. Про какие можно говорить авторитеты, когда все поставлено под подозрение? Человека слишком долго учили не доверять – это даром не проходит. При таком недоверии не может возникнуть общества. Потому что общество – это взаимодействие людей, которые друг другу доверяют.

И вот теперь мы видим, что власть продолжает играть в старую игру, а новому поколению этого уже не нужно. Они не хотят, чтобы с ними темнили, и сами не хотят темнить.

Пояснение к цитате: 

«Можно жить дальше…». Интервью Ольге Андреевой для журнала «Русский Репортер»

Я давно и не без изумления наблюдаю вокруг волну ностальгии по нашему недавнему прошлому. Конечно, понятно желание людей, чтобы жизнь была прочной и надёжной, чтобы не было больше обесценивания денег, непристойного богатства деловых братков и нищенства пенсионеров... Но, ностальгируя по советским временам, мы как-то забываем о том, что это такое было: жить в закрытом наглухо пространстве, отгороженном от всего остального мира стеной лжи. Пространстве, в котором тебя в любой момент могут взять люди в штатском, и ты пропадёшь навсегда, и никто даже не осмелится спросить — что же с тобой стало. Вот моя мама рассказывала про довоенный выпуск в её школе. Кто-то из старшеклассников неудачно пошутил. И все три выпускных класса прямо с выпускного вечера были взяты органами госбезопасности. Те, кто смог выжить, вернулись из лагерей много лет спустя. Песни, оставшиеся от «Наутилуса» — напоминание всем нам; напоминание и предупреждение: хотим ли мы, чтобы это повторилось. Именно об этом болело сердце у Ильи Кормильцева. И теперь, когда его нет больше с нами, кто теперь будет дежурить у колокола?

Пояснение к цитате: 

Отрывок из 103-го выпуска еженедельной авторской программы Бориса Гребенщикова "Аэростат", посвящённой Илье Валерьевичу Кормильцеву - поэту, переводчику, редактору, основному автору текстов песен группы "Наутилус Помпилиус" (06.05.2007).

В традиции считается, что изгнать беса можно только одним образом — назвать его по имени. Бес безвыходного тоталитарного режима был назван по имени в песне «Скованные одной цепью». Слова песни перечисляют то, что мы видели каждый день и принимали за очевидную неизбежность, но собранные вместе эти наблюдения становятся диагнозом. Или молитвой, изгоняющей беса. И бес не выдержал.

Пояснение к цитате: 

Отрывок из 103-го выпуска еженедельной авторской программы Бориса Гребенщикова "Аэростат", посвящённой Илье Валерьевичу Кормильцеву - поэту, переводчику, редактору, основному автору текстов песен группы "Наутилус Помпилиус" (06.05.2007).

— Мистер Адамс, нарушителя не видно.
— Да потому что, он сейчас сидит прямо передо мной в бункере, придурок.
— Как величественно. Даже если всё это краденно-перекраденно. Нам нужно поговорить.
— Это символ тоталитаризма, он и должен быть величественным, ну как скелет динозавра. Но местами уродливо... А поговорить. Что телефон потерял? Так нужно было сказать ребятам из Хьюстона.

Пояснение к цитате: 

Про Хьюстон шутка с двойным дном В Хьюстоне находится крупнейшая следящая система. отслеживания мобильных и космическая система слежения и намек на фразу с Аполло-13: "Хьюстон, у нас проблема".