Любое раздражение от гордости. Почему ты можешь раздражаться на человека, почему ты можешь злиться на него? Потому что ты считаешь себя выше него.
Похожие цитаты
Нужно уметь отличать глупость от гордости.
— Я думал, он не выдержит.
— Тут дело не в боли, а в гордости.
— Да он уже весь синий от гордости.
— Тебе приятно воротить нос от общества, потому что ты считаешь себя выше его и правящих им тонкостей.
— Не выше. Просто я к нему равнодушен.
— Как мне его найти?
— Ну, ты можешь стать ужасным несчастьем и обрушиться на него.
— Что ты считаешь счастьем, Дэвид?
— Я хочу жить настоящей жизнью!
Мне кажется есть множество других причин. Причем здесь гордость, если он попросту нарушает твое уединение, отнимает твое время, вынуждает менять планы, совершает на твоих глазах нечто непотребное и пр.?
Во времена Амвросия Оптинского (примерно начало 19 века) слова "гордость" и "гордыня" практически не различали. Думаю, что сейчас бы оно прозвучало как "гордыня". И в этом смысле фраза очень правильная. Раздражение присуще нам тогда, когда отвлекают и "достают" нас люди, к которым мы в данное время не испытываем уважение, и не видим пользы от общения с ними. Вспомните свои ситуации из жизни. Раздражение — это своего рода осуждение, вернее, одна из его форм. А если осуждаем, значит, ставим себя выше этого человека. Имеем право осудить.
А если ваше уединение нарушает желанный человек, любимый, тот, чьим мнением вы дорожите, тогда раздражения, как правило, не возникает. Но, увы, мы все люди земные и часто грешим этим самым раздражением. Когда ко мне приходит такое состояние, пытаюсь его заглушить, вспоминая слова Елены Рерих о том, что на ментальном уровне раздражение очень неприятно пахнет (в прямом смысле).
Я понимаю, что речь идет именно о гордыне и логику рассуждений тоже понимаю, но не согласна со словом "любое", тем более что раздражение могут вызывать не только люди, но и что-то другое — шум, мусор, телефонные звонки, транспорт и пр. Что же касается людей, то даже те, кого ты любишь и уважаешь, в каких-то ситуациях могут вызвать раздражение просто потому, что ты плохо выспался, или устал, или настроение у тебя не очень, или болит что-нибудь, или день был тяжелый — да сколько угодно причин, не имеющих отношения к гордыне. А вот не идти на поводу внутренного раздражения, не давать ему выход — это, действительно, важно.
В классическом понимание "раздражение" — это, все-таки, реакция на действие живого существа, чаще всего человека. Если дело касается какого-то предмета, или собственного состояния, тогда это уже что-то другое. Досада, обида, предчувствие... Наверное, здесь мы раздражаемся на самих себя, потому что по какой-то причине не соответствуем чему-то.
Наверное, вы знаете, что есть теория о том, что корни любого раздражения уходят в бессознательное, глубоко спрятанное наше личное, о котором мы сами часто не подозреваем. Когда мы встречаем в другом человеке качество личности, подавленное в нас самих в далеком прошлом, то оно как звоночек напоминает о нем в виде раздражения. В этом смысле "любое" очень правомерно, как и раздражение на уважаемого и любимого человека.
Ну да, хочешь нарушить моё уединение — записывайся на приём
Не думаю. Раздражает, например, реклама с дебильными лицами — разинутыми ртами и выпученными глазами. Испытываю не досаду, обиду или предчувствие, а именно раздражение. Это гордыня? Или раздражают визгливые нотки в голосе человека, вне зависимости от того, внушает он уважение или нет, — и нет в моей личности такого подавленного качества. Это гордыня? Часто раздажают запахи или люди их источающие, — это вообще какая-то физиологическая особенность организма, и какое отношение к нему имеет гордыня? По-моему, природа раздражения гораздо сложнее и разнообразнее, чтобы сводить ее к одному-единственному смыслу.
При всем уважении, да. Это гордыня. Природа раздражения, как и любого другого чувства, действительно, очень сложна, но существуют теории (версии, догадки, научные гипотезы и т. д.), поясняющие их. В нашей с вами дискуссии я предложила три, как минимум. Вы можете не соглашаться ни с одной из них, ваше право, однако, себе-то вы как-то их объясняете. Такое объемное (по вашему описанию) ваше раздражение должно ведь иметь корни, ведь не может весь мир быть таким негативным, что вызывает в вас раздражение. Мне было бы интересно посмотреть на суть раздражения вашими глазами. Ведь, как я полагаю этот спор не ради спора....
И вот еще на страницах нашего сайта нашла кое-что интересное для размышления по теме:
Когда мы раздражаемся и злы,
обижены, по сути, мы на то,
что внутренние личные узлы
снаружи не развяжет нам никто.(И. Губерман)
"Чувства раздражения, страха, уныния, недовольства тем не хороши, что они очень тесно связаны между собою одной и той же основой, которую можно назвать тьмой, и потому допуск в сознание мыслей одного порядка создает канал для привлечения темных мыслей другого, и сознание заливается тьмою, или отемняется, становясь фокусом магнитного притяжения для нежелательных, негодных, недостойных и низких мыслей всевозможных оттенков". (Елена Рерих)
А мне кажается, что вам нравится эта цитата, и поэтому вы просто пытаетесь подогнать под нее любые факты. Между прочим, следуя этой логике, автор цитаты тоже страдает гордыней, высказывая мысль в такой категоричной и беапелляционной форме, которая претендует на неоспоримую истину (коих попросту не существует). Что же касается раздражения, то это совсем не обязательно негативная энергия: если вас не будут раздражать какие-то вещи, вам не захочется изменить их, вы как бы автоматически с ними смиряетесь. Меня, например, порой раздражает собственная нерешительность и медлительность — и это стимул измениться к лучшему. Хотя, по-вашему, получается, что стремление измениться к лучшему — это тоже гордыня.
Кстати, все же ни за какие уши и никакими силами не могу притянуть гордыню к тому, что меня раздражают некоторые запахи (осуждаю чеснок и горошницу? ставлю себя выше их? подавляю чувство любви к этим продуктам? не соответствую им? Кажется, ни одна из теорий не подходит) — кроме чисто физиологических особенностей обоняния ничего в голову не приходит. :)
В каком-то другом нашем диалоге вас задела моя фраза о М. Плисецкой (да еще и с орфографической ошибкой), к которой вы отнеслись очень остро, потому что это ваше личное, любимое и близкое. Точно такое же отношение у меня к мудрым старцам и их словам. Амвросий Оптинский причислен к лику святых. Именно он был прообразом старца Зосимы в романе Достоевского "Братья Карамазовы". Старцам при жизни Провидение открывает мудрые истины, которые они несут в народ. За это их и почитают. За светлость, мудрость, святость. Наставления его читают и перечитывают. Отправляю ссылку, где можно почитать другие его высказывания. http://www.mudryiecitaty.ru/publ/pouchenie_optinskikh_starcev/amvrosij_o...
Совсем не хочу вас обидеть, говоря то, что вы, наверняка, сами знаете, просто хочу сказать, что для меня слова его о гордыне — это истина, но моей мудрости не хватает, чтобы объяснить это вам. Вот и пытаюсь как-то обосновать слова его с реальной земной точки зрения. Наверное, это и выглядит как притягивание за уши. Кстати, в подтверждение моим словам отправляю еще одну интересную, на мой взгляд, ссылку. Сплошная психология. А суть та же. http://satway.ru/articles/irritation/
То, что касается вашего раздражения относительно запахов, то это раздражение к человеку, подающего (или готовящего) такие блюда, потому что раздражения к предметам опосредовано всегда. Стол, о который ударился (Кто поставил сюда этот стол?), мусор на земле (Есть же такие люди!!) и т. д. А это уже как раз гордыня.
Про Плисецкую я пошутила, что вы! Возможно, мы просто совсем разные в этом отношении люди. Вы в той же самой ситуации чувствуете и понимаете, что включается гордыня, я — ощущаю совершенно иное. Запах, например, никак не связан с человеком, а с тем, что у меня, по сравнению с обычными людьми, обостренное обоняние. А когда я вижу дебильную или непристойную рекламу, то всегда думаю о том, какое влияние она оказывает на детей, которые вынуждены созерцать ее повсюду и, следовательно, воспринимают как нечто естественное. Бывает, я разыгрываю внешнее раздражение, будучи совершенно спокойной внутри, — есть такой очень эффективный прием в педагогике и воспитании, не мной придуманный. Кроме того, уже упоманала о том, что раздражение для меня — не обязательно негативная энергия, а, в каких-то случаях, стимул изменить то, что его вызывает.
Если же изначально поставить себе целью найти проявления гордыни, вы, конечно, их найдете в чем угодно, а уж в стремлении к самоусовершенствованию — в первую очередь (и как с этом быть — вообще не понимаю).
Это моя земная точка зрения, а неземных для меня не существует с тех пор, как четыре года проработала в церкви.
Думаю, пора остановиться, этот спор вас задевает (тем более, что спорим-то мы об одном-единственном слове в цитате). Кажется, я уже вызываю ваше раздражение, чего мне совсем не хочется, потому как вы мне очень симпатичны и интересны.
Спасибо! Достоин уважения Ваш ответ.