— Теперь ты спелся с «Коброй», Стормшедоу? Неужто твой клан так низко пал?
— Арашикагэ скоро станут сильнее, чем вы можете себе представить!
— Всё, что мы видим — это лужи соплей, дерущихся вместо тебя!
— Обещаю вам почётную смерть от моего клинка, если сдадитесь сейчас.
— Мы слишком далеко зашли, чтобы вот так сдаваться. Особенно тебе.
— Меня устраивает и такой расклад.
Я сейчас возвращался домой... и думал. Размышлял. О жизни. Что ни говори, а жизнь мудрее всех нас, живущих и мудрствующих. Она милосердна. Она справедлива. А всех тех, кто сделал мало или... ничего не сделал... но проживших жизнь с чистым сердцем... Понимаешь, Володя?... Она утешает. Нет, ты понимаешь? Все-таки... утешает.
2-я серия.
Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Он благ и к неблагодарным и злым.
Евангелие от Луки. (6:35-36).
Господь говорит нам, чтобы мы были милосердными... ступали поверх грехов. И в душе должно быть глубокое море.
Русский император Павел Первый, которого Бернард Шоу называет таким же чудовищем, каким был Нерон, взял в плен вождя польского восстания Тадеуша Костюшко. Костюшко был привезен в Петербург, принят Павлом, получил деньги и свободу и уехал в США. Шамиль, организовавший на Кавказе одно из самых кровавых восстаний русской окраинной истории, был взят в плен, был принят царем Александром Вторым, получил имение на Волге, правда, с запретом возвращаться на Кавказ, и потом уехал в Мекку. Павел Первый и Александр Второй были «реакционерами», и оба были убиты: первый — за то, что начал освобождение русских рабов, второй — за то, что он его не кончил.
Наказывая, следует в особенности остерегаться гнева. Если сердце ваше возмущено, то каким образом, назначая наказание, вы сохраните золотую середину между чрезмерной суровостью и чрезмерным милосердием? Во что бы то ни стало следует устранить гнев. Счастливы правители государства, если они, подобно законам, вооружаются против преступления только во имя справедливости и никогда – по чувству гнева.
Если бы тебя можно было спасти, я увидел бы в этом последний знак милосердия господня, и я бы попытался, клянусь тебе могилой моего отца, вернуть тебя к жизни и раскаянию.
С каторги можно уйти, а из могилы нельзя.
– И господь в бесконечном своем милосердии не покарал тебя смертью, которой ты по справедливости заслуживал, но позволил, чтобы твои слова тронули судей, и они оставили тебе жизнь.
– Как же! И отправили меня на вечную каторгу! Хороша милость!
– Эту милость, несчастный, ты, однако, считал милостью, когда она была тебе оказана. Твое подлое сердце, трепещущее в ожидании смерти, забилось от радости, услышав о твоем вечном позоре, потому что ты, как и все каторжники, сказал себе: с каторги можно уйти, а из могилы нельзя.
Господь милостив ко всем, он был милостив и к тебе. Он раньше всего отец, а затем уже судия.
Аббат Бузони обращается к Гаспару Кадруссу
Отдавайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам... Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам сердце.
Он понимал теперь, как можно отдать за кого-то жизнь, — это не милосердие; просто оставаться — пытка.
А ещё...
Бог справедлив, но больше милосерд.
Когда бы Он был только справедливым,
Я б не лежал на берегу залива
С подтаявшим пломбиром на десерт.
Когда бы Бог был справедлив со мной,
Я б не смотрел сейчас на эти скалы...
Перекрестясь бы, бабушка писала
В записочке меня за упокой.
Когда б Господь был просто справедлив,
Я б ни за что той девочки не встретил,
А значит и не жил... Смотри, как ветер
Сегодня нежно трогает залив...
Когда б Господь был только справедлив,
Меня давно бы не было на свете.
1984 год.