из интервью «РИО» No 19, 1988 г.
Это теперь дело принципа. Меня когда куда-нибудь не пускают, мне ещё интересней становится.
Жизнь — это череда решений, и все они стары как мир. Древнейший принцип — ты либо становишься жертвой, либо даешь отпор. Второй принцип — верность. Семья превыше всего и в радости, и в горе.
(Жизнь — это серия выборов, ни один из которых не является новым. Старейший: выбор быть жертвой. Или выбор не быть. Второй: преданность. И в первую очередь преданность семье. И в горе, и в радости.)
Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет свое направление с каждой переменой ветра.
– Стоит ли судить о человеке по его прошлому? Или же стоит судить о нем по его настоящему?
– О человеке стоит судить по его принципам, а даже не поступкам. Мы не всегда знаем, что стоит за поступками, пусть они и вызывают у нас резкое отторжение. Но что если это поступки людей, принципы которых нам близки?
Для того и существуют убеждения. Чтобы поступать правильно, когда мы ослеплены сомнениями и страхом. Убеждения нас определяют.
(Для этого и нужны убеждения, чтобы понимать, как поступать правильно, даже когда в глазах застывают сомнения и страх. Наши убеждения характеризуют нас... Если утратить их, кем мы будем?)
— Как дела?
— Ужасно, ужасно. Ко мне должен нагрянуть Яков Семенович.
— А! О! А! Ой, Яков Семенович! Ой, как страшно. Хех, я не знаю кто это, но мне очень страшно. Просто неизвестность, она пугает.
— Я тоже его не знаю, это проверяющий из министерства. Говорят зверь. Что делать?
— Что делать?! Для начала, Серёга, надо успокоиться. Проверяющий — он же как женщина. Нужно немножко потратиться для того, чтобы получить нужный результат.
— В смысле?
— Ну как в смысле? Ну, дать взяточку.
— Ты что? Это невозможно. Это противоречит моим моральным убеждениям.
— Ну да, отлично, отлично. Лишишься лицензии, придешь домой и скажешь: «Девочки! У папы нет ни работы ни денег, но зато очень много моральных убеждений. Так что кушайте моральные убеждения».
Если хорошие люди будут придерживаться слишком высоких этических норм, то могут проиграть менее щепетильным противникам.