Медуза выросла среди монстров, но не родилась одной из них.
Из греческих мифов можно извлечь такой урок: нельзя уйти от судьбы, но можно создавать ее самостоятельно. И пусть пророчества склонны к самоисполнению, мы все же можем влиять на то, в какой именно форме они сбываются. Взяв на себя ответственность за свои поступки, мы перестаем быть жертвами обстоятельств.
Речь идет о трагедии Софокла «Царь Эдип»
Чтение как таковое выполняет важную религиозную или мифическую функцию.
Люди являются рассказчиками. За всё наше существование мы были авторами легенд и сказок: греки и их божественные существа, египтяне и их мифология целой вселенной... Так или иначе сказания оказали влияние на наше развитие. Но почему же мы столь отчаянно нуждаемся в героях и идолах? Являются ли они следствием наших потаённых чувств и желаний? Вероятно, они обнажают нашу внутреннюю тьму.
Забавная штука: в Греции в слово «герой» вкладывается совершенно иное значение. Если ты спасешь тонущего ребенка, тебя назовут хорошим человеком, спасителем, тем, кого все хотят знать. Если же ты дитя бога, со здоровенными мускулами и коварным умом, совершающий подвиги не ради других, а ради себя, ты герой.
Мифология, возможно, уместна в твоих романах, но в реальности все действует совершенно по-другому.
Мифология есть психология, ошибочно прочитанная как биография, история и космология. Современный психолог может восстановить её подлинные денотации, как бы вернувшись к языку оригинала, и таким образом спасти и сохранить для современного мира богатый и выразительный документ о глубинных силах человеческого характера.
Я бы не стал смеяться над мифами. Большинство мифов – правда, покрытая хитросплетенной паутиной времени.
Возможно, некоторые истории были так интересны... так убедительны... так желанны... что вселенная поверила в них. Так сильно, что они обрели магию. Так сильно, что они ожили.
Только представьте! Только послушайте их! Самые древние сказки! Перекликаются! Через воздух, через разум! Сквозь пространство и время! Возвращаясь к началу времен! Смешиваясь со всем, что уже существовало, и пробуждая что-то новое!
Десять миров! Десять звонких сфер на великом Мировом Древе! Десять миров богов, демонов и оживших мифов! Разве это не прекрасно?
Или, может, это просто бессмыслица.
— «Молот», по-вашему, это ни что иное, как Молот Тора, а «серп» и вовсе – тот самый серп, которым бог Сатурн оскопил своего отца Кроноса. Дескать, это символ «победы над временем», «радикального отказа от прошлого наследства», знаменующий новый революционный процесс исторического развития.
— Да… И что вы думаете? – с воодушевлением во взгляде и голосе спросил студент.
— Я думаю, что это полнейший бред. Чистейший! Бред высочайшей пробы!
Когда ты слышишь гром — для тебя это всего лишь гром, а для меня это по-прежнему Тор, который бьет своим молотом.