Цитаты про дух

272 цитаты

По словам одного человека, несколько лет назад Мацугума Кёан рассказал такую историю:
«В практике медицины известно разде­ление лекарств на инь и ян, в соответствии с мужским и женским началами. Женщины отличаются от мужчин также пульсом. Но в последние пятьдесят лет пульс мужчин стал таким же, как пульс женщин. Заметив это, я применил одно женское глазное ле­карство при лечении мужчин и обнаружил, что оно помогает. Когда же я попробовал применить мужское лекарство для женщин, я не заметил улучшения. Тогда я понял, что дух мужчин ослабевает. Они стали по­добны женщинам, и приблизился конец мира. Поскольку для меня в этом не может быть никаких сомнений, я хранил это в тайне».
Если теперь посмотреть на мужчин на­шего времени, можно видеть, что тех, чей пульс похож на женский, стало очень много, тогда как настоящих мужчин почти не ос­талось. Поэтому в наши дни можно победить многих, почти не прилагая для этого усилий. То, что лишь немногие в состоянии умело отрубить голову, еще раз доказывает, что смелость мужчин пошла на убыль. Если говорить о кайсяку, то мы живем во вре­мена, когда мужчины стали очень ловкими в поиске оправданий. Сорок или пятьдесят лет назад, когда считалось, что мужчинам под стать испытания наподобие матануки, они стыдились показывать бедра без шрамов и поэтому с готовностью прокалывали их.
Призвание мужчин – иметь дело с кровью. В наши дни это считается неправильным. Поэтому все дела решаются с по­мощью одних только разговоров, и каждый норовит избежать работы, которая требует приложения усилий. Мне бы хотелось, чтобы молодые люди понимали это.

Пояснение к цитате: 

Первая Книга

Приучать себя к молитве нужно тогда, когда все хорошо, чтобы этот навык сработал тогда, когда будет плохо. Потому что в момент испытания каждый из нас переживает плотскую слабостьпаника, страх, растерянность, упадок сил; а если дух, укрепленный молитвой, бодр, тогда он подчиняет ослабевшую плоть, руководит ею, дает мужество на свершение подвигов.

Естественное право, как необходимая форма духовного бытия, есть драгоценнейшее достояние человека. Вне этой формы нет пути ни к мудрости, ни к добродетели, ни к Божеству, ни к последним и высшим удовлетворениям духа. Умаление естественного права унижает человеческое достоинство, каждое нарушение его является духовно-противоестественным.

Пояснение к цитате: 

О том, почему естественное право лучше позитивизма.

Фили́стер (Philister с нем. — «филистимлянин») — презрительное название человека с узкими взглядами, преданного рутине; самодовольного мещанина, невежественного обывателя, отличающегося лицемерным, ханжеским поведением. Шопенгауэр определял филистера как человека без духовных, то есть интеллектуальных потребностей, как того, кто не имеет стремлений к познанию и пониманию, кто не получает эстетического наслаждения от искусства, и имеет лишь физические потребности.

Пояснение к цитате: 

Слово «филистер» в его позитивном значении входило в активный лексикон Пушкина. В романе «Евгений Онегин» поэта Ленского характеризует строка: «Душой филистер геттингенский». Именно этот вариант стоит в первом издании главы 20 октября 1826 года, и в переиздании 1830 года.

Пока мы не найдем правильный путь эволюции, мы будем блуждать, как путники в пустыне, полной миражей, будем страдать от неудовлетворенности и внутренней пустоты, томиться неутолимой вечной жаждой, в то время как источник, который мы ищем, есть наш дух.

Пояснение к цитате: 

Глава 1

Если бы наш дух не проникал в грядущие времена, если бы он ограничивал свои мысли тесными пределами жизни, кто мог бы подчиниться стольким трудам, осудить себя на тяжелое ночное бдение, так охотно отказаться от забот о собственном сохранении? Но в великих людях скрывается тайная сила, заставляющая их чувствовать днем и ночью побуждение славы. Эта сила напоминает им, что память о них не ограничивается короткими мгновениями этой жизни, должна пройти громадные пространства грядущих веков и достичь последнего поколения.

Подобно тому как враг, увидев, что мы обратились в бегство, еще больше распаляется, так и боль, подметив, что мы боимся ее, становится еще безжалостнее… Но если мы падаем духом и поддаемся ей, мы тем самым навлекаем на себя грозящую нам гибель и ускоряем ее.

Пора думать о том, как сохранить человеку очаг душевный. Жизнь теперича шибко раскатисто бежит, будто телега на легке. Не растрясти бы, не потерять второпях, что было великим трудом нажито прежними жизнями. Вон, наша с тобой Сутолока тоже бежит не назад, а вперёд, а проку что, ежели в ней прежней чистоты не осталось? Жизнь, как и река, сама по себе виноватой не бывает. Про совесть мы забываем, про милосердие...

Пояснение к цитате: 

Сутолока — река в Уфе, поившая город с начала его основания до момента сильной загрязнённости. В водный реестр не входит (видимо потому, чтобы не нести ответственность перед экологами).

Смотри, где мы сидим, несмотря на все наши многоступенчатые планы — в тюрьме на краю земли. На самом деле миром движут те, кто угодил в водоворот случайности. Кружатся там, кричат и льют кровь. Мы с тобой абсолютно бессильны против силы их духа.

Зима приносит стужу приходится мерзнуть; лето возвращает тепло — приходится страдать от жары; неустойчивость погоды грозит здоровью приходится хворать. Где-нибудь встретится нам зверь, где-нибудь — человек, опасней любого зверя. Одно отнимет вода, другое — огонь. Изменить такой порядок вещей мы не в силах, зато в силах обрести величье духа, достойное, мужа добра, и стойко переносить все превратности случая, не споря с природой.

Старая пословица гласит: «Покидая свой дом, веди себя так, как будто видишь врага». Если ты самурай и носишь на поясе меч, ты никогда не должен забывать о боевом духе. Тогда разум твой сосредоточен на смерти. Самурай же, который не обладает боевым духом, подобен крестьянину или торговцу в обличье воина, даже если у него на поясе – меч.

Привидение, привидение.
Я могу быть везде.
Но не знаю как.
Мне нужно тело,
Моё теплое тело.
Мне скучно, скучно,
Просто скучно.

Привидение, привидение.
Я летаю здесь,
Летаю там.
Делаю, что хочу.
Я свободен, свободен.
Я могу быть повсюду.